1490
0
Пронин Александр

Все, что мне нужно, - это любовь

Все, что мне нужно, - это любовь
(Дж. М. Кутзее. Медленный человек.- СПб.: Амфора, 2006.)

Название великой песни Дж. Леннона очень подошло бы новому роману нобелевского лауреата Дж. М. Кутзее - в качестве эпиграфа. Но не потому, что эти слова подходят любому нормальному роману (да и человеку тоже). А потому, что книга знаменитого южноафриканца - о жажде любви на фоне несчастного случая.

Все в этой истории против героя. Шестидесятилетний фотограф Пол Реймент, мирно крутивший педали своего велосипеда, оказывается на пути автомобиля, который чересчур лихо ведет молодой человек по имени Уэйн Блайт. Для этого парня Пол - всего лишь "глупый старый пидор на велике", и все его сожаления скрывают элементарный страх перед возможной ответственностью. Ответственностью за то, что в результате удара машиной пострадавший потерял ногу. Ее, увы, пришлось ампутировать выше колена.

Конечно, Пол мог бы согласиться с докторами и считать себя счастливчиком, который легко отделался: не сломал спину, не повредил мозги, не отправился на тот свет. Но человек с отрезанной ногой так не считает и не может привыкнуть "к своему новому телу", чувствовать себя "естественным". Слушая жизнерадостные призывы медиков и психологов, он размышляет: "А чувствует ли себя естественно Венера Милосская?". Ее считают идеалом женской красоты, но если бы завтра открыли, что руки вовсе не отбиты, а натурщицей на самом деле была женщина с ампутированными конечностями? Пол уверен, что статую немедленно перенесли бы в подвал, и от этих мыслей погружается в пучины депрессии еще глубже. Он отказывается от реабилитации, не желает пользоваться "чудесным" протезом. Ему хочется одного: понять, почему инвалидом стал именно он.

Пол без конца вспоминает слово "фривольный", с которым очнулся там, на Мэгилл-роуд. Оно всплывало в сознании по букве, а он пытался вникнуть "в это слово богов, напечатанное на их таинственной пишущей машинке". Теперь ему все понятно, он объявляет приговор себе сам: вся его жизнь - это упущенный шанс. Пол Реймент легко прошел свои шестьдесят лет, ни детей, ни жены, ни близких. Одинок, как его собственная левая нога. Вернее, как культя, в которую превратилась правая. Которую так умело массирует, моет, обихаживает его сиделка, эмигрантка из Хорватии Марьяна Йокич.
Читать о том, как безногий шестидесятилетний калека влюбляется в ухаживающую за ним медсестру, как ни странно, увлекательно. Любовь с этой точки зрения выглядит совсем иначе, нежели традиционные love story с участием раненого бойца и сестрички (например, "Прощай, оружие" Хэмингуэя). Там все понятно и "переживательно", а здесь - запутано и порой нелепо. Что нужно Полу от Марьяны? От ее детей? А им от него? Найдет ли он свою любовь? Чтобы разобраться во всем этом, автор вводит в действие старушку-писательницу Елизабет Костелло, которая лихо рулит сюжетом (иногда чересчур, как Уэйн Блайт своим автомобилем). Реальный это человек или персонаж литературной игры, что она делает в этом романе - понять непросто, но вполне можно. Если есть желание стать "медленным" читателем.

если понравилась статья - поделитесь:

сентябрь 2006