1270
0
Дмитрий Синочкин

Регистрация прав: подъем переворотом

Федеральный закон #93 (в просторечии - "Дачная амнистия") 1 сентября официально вступил в силу. Подготовлены и проходят регистрацию в Минюсте важнейшие подзаконные акты: формы декларации об объекте недвижимости, технического паспорта и некоторые другие.

Какие-то процедурные сложности еще обязательно всплывут. Местные власти пока не определились ни с максимальной стоимостью землеустроительных работ (закон предоставляет субъектам федерации право самостоятельно устанавливать верхнюю планку), ни с размером возможного "довеска" к участкам, на которые регистрируется право собственности. (Границы во многих местах проводились "на глазок", и точного соответствия данных по документам площадям в натуре ждать не приходится; подробнее - см. в материале Рафаэля Мирзеханова на стр. ??). Не очень понятны полномочия ОМСУ в вопросах регистрации участков и самовольных построек. Но это проблемы преодолимые.

А по сути - десятки миллионов граждан получают возможность узаконить свои права на десятки миллионов объектов, которыми они до сих пор распоряжаются полулегально. Речь идет об участках с неясным статусом, о пристройках, не согласованных с районным архитектором, о жилых домах, которых нет ни на одном планк... Причем разработчики закона постарались свести "административный люфт" к минимуму: "закрытый" перечень документов, необходимых для регистрации самостроя, не позволяет требовать от заявителя ненужных бумаг; перечень возможных оснований для отказа также не подлежит произвольному расширению.

Так что похоже, на этот раз все серьезно.

Но когда власть вдруг заявляет, что делает для гражданина что-то полезное, причем в глобальном масштабе, гражданин инстинктивно напрягается и ждет подлянки. И обычно бывает прав: взять хоть историю с монетизацией льгот, хоть сюжет с контролем за оборотом спиртного. И прежде чем воспользоваться внезапно свалившимися сверху возможностями, граждане стараются понять: а зачем им это там (наверху) понадобилось?

Специалисты приводят - в качестве версий, конечно - две основные причины. Стратегическая: плавное расширение налогооблагаемой базы. С юридически несуществующих объектов налоговую дань не собрать. И тактическая (краткосрочная): все более очевидный провал национального проекта "Доступное жилье". Искушение переложить немалую часть жилищных проблем с государства на самих граждан велико. Может быть, именно поэтому упрощение бюрократических процедур касается не только уже построенных домов, но и тех, которые только будут строиться (вплоть до 2010 года, а для дач и садовых домиков - навсегда).

Самый важный документ из механизма перевода желаний в реальность - декларация на объект недвижимости. В набор сведений, необходимых для регистрации права собственности на постройку, входят: адрес, вид постройки (дом, гараж, сарай), назначение (жилое/нежилое); кадастровый номер участка; техническое описание (площадь, этажность, год постройки, материалы стен и пр.); информация о правообладателе (ФИО, паспортные данные, место регистрации); вид собственности, если есть совладельцы (общая, долевая и пр.); сведения о подключении к сетям (электричество, водопровод, канализация). Декларация занимает четыре странички, и гражданин заполняет ее сам.
Если легализуемая постройка - это дача, баня, гараж или сарай, декларации будет достаточно для регистрации прав. Если дом для постоянного (с регистрацией) проживания - понадобится технический паспорт, то есть без БТИ не обойтись.

Но сдавать объект госкомиссии не требуется. И главное новшество - отмена судебной процедуры.
Упрощенный порядок регистрации "самостроя" для домов ИЖС действует до 1 января 2010-го. Специалисты считают, что такое ограничение во времени может спровоцировать настоящий строительный бум. (Как это было с приватизацией жилья, когда власти заявили, что "бесплатного сыра" на всех не хватит. Потом, правда, передумали.)

Сотрудники МЭРТ сообщили, что, как только документы и формы пройдут официальную регистрацию, их немедленно опубликуют и вывесят на сайте министерства.

Весьма внятно расписана процедура регистрации прав на участки, когда-то предоставленные государством. Смущает разве что упоминание в перечне оснований для легализации "иных документов, удостоверяющих права...". Как именно регистратор должен решать, годится данный "иной" документ или нет? А ведь цена вопроса возрастет многократно - хотя бы потому, что никакие варианты аренды не дают права узаконить самострой. (Раньше это можно было сделать, например, через суд.)

Тем более что недавно Верховный суд РФ еще раз подтвердил: сносу подлежат любые самовольные постройки, даже если речь идет о единственном жилом доме гражданина.

В последние несколько лет практика применения ст. 222 Гражданского кодекса о сносе самовольных построек становилась все жестче. Обозреватели "Коммерсанта" пишут, что в 2003 году Верховный суд отказался признать права гражданина на участок и строения, которыми тот открыто владел почти 50 лет. По мнению суда, 15-летний срок приобретательной давности не распространяется на самовольные постройки, расположенные на неправомерно занимаемом участке. Здесь главное - права на участок. И, конечно, многое зависит от того, как сложится правоприменительная практика, какую позицию займут суды в конфликтах между гражданами с одной стороны, регистраторами и ОМСУ - с другой. А что таких конфликтов будет предостаточно, сомневаться не приходится.


Дмитрий СИНОЧКИН

если понравилась статья - поделитесь:

сентябрь 2006