Стабильность не в моде
За первое полугодие 2016-го ситуация на загородном рынке ухудшилась: количество сделок упало на треть, выросло число приостановленных проектов. Стабильными оставались только объемы модульной (баннерной) рекламы в профильных СМИ.
По данным Экспертного бюро «Сперанский», за первую половину 2016 года участники информационного обмена заключили 658 сделок. В том числе было продано 480 участков без подряда, 20 коттеджей (включая участки с обязательным подрядом) и 158 таун-хаузов (включая дуплексы, квадроксы и др.). В прошлом году за тот же период девелоперы подписали 741 договор купли-продажи - на 31% больше. Снижение сделок от месяца к месяцу было неравномерным, в июне специалисты подметили локальный рост продаж (+9% по отношению к маю). Однако если сравнивать с прошлогодними показателями, июньский спрос просел на 32%. Общая выручка девелоперов за полгода составила 1,7 млрд рублей- тоже на треть меньше, чем год назад.
Серьезные изменения за эти полгода произошли и в покупательских предпочтениях: проявился спрос на коттеджи, а также на дорогие участки (3-7 млн рублей).
Напомним, начиная с 2013-го объемы продаж загородного жилья неуклонно снижались. Однако во втором квартале 2016-го участники обмена подписали 15 сделок с домами: спрос на коттеджи вернулся к показателям годичной давности.
Согласно исследованиям бюро, данные информобмена соответствуют ситуации на рынке в целом. В тех проектах, которые не участвуют в обмене, отмечают те же тенденции.
Из-за всплеска продаж дорогих наделов средняя цена реализованной сотки в первом квартале 2016-го составила 178 000 рублей, во втором – 163 000 рублей (что сопоставимо с показателями 2013-го).
Важная тенденция: резкий рост числа приостановленных проектов. «Последние несколько лет количество замороженных проектов было на одном уровне: около 160. Кто-то останавливал продажи, кто-то возобновлял», - рассказывает Дмитрий Сперанский, руководитель Экспертного бюро «Сперанский». И вот в 2016-м этот показатель начал расти. На конец второго квартала реализация приостановлена в 183 коттеджных поселках. Всего в них «зависло» около 10 000 участков (8500 без подряда, 1600 – с подрядом). Суммарно 1200 га - примерно вдвое больше, чем за год покупают в организованной загородной застройке.
Согласно статистике рекламного рынка, которую ведут специалисты бюро «Сперанский», все последние месяцы объемы рекламы держались примерно на одном уровне: количество денег и рекламодателей было стабильным. При этом у большинства компаний нет внятной рекламной стратегии: часто, простояв несколько месяцев в лидерах по объему рекламы и не дождавшись продаж, адекватных затратам, компания сворачивает рекламную деятельность. Зато другие в этот момент увеличивают свое присутствие. Поэтому общие значения колеблются незначительно. Однако изменения начали происходить и здесь: реклама в июле заметно сократилась по сравнению с предыдущим месяцем. Снижение составило 9%: немало застройщиков отказались от дорогих рекламных мест и перешли на более дешевые. Что странно: летние месяцы – самые продуктивные для застройщиков по числу сделок, и убирать рекламу именно в это время нелогично. В июле 15 коттеджных поселков отказались от рекламы. Среди них такие заметные участники рынка, как «Хапо-Ое», «Софийские сады», «Зеленые горки», «Аллегро-парк».
Мнения экспертов
Сергей Балуев, руководитель отдела продаж ГК «Факт»:
- Особенность последнего времени: каждый второй покупатель приходит на переговоры с юристом или риэлтором. Пока это создает только неудобства для всех участников сделки: девелоперы теряют две-три недели на ожидание подписания сделки, хотя все документы и договор в полном порядке, клиент теряет время и деньги на консультации с юристом, юрист вынужден тянуть время на проверке документов, чтобы отработать деньги покупателя. В результате все теряют время. Но пройти этот этап сейчас необходимо, в этом – новый виток развития рынка, который ведет к цивилизованности.
Сергей Будько, коммерческий директор Luonto:
- Во время кризиса, при нестабильном спросе, девелоперы могут резко сократить риски, предлагая покупателям мультиформатные жилые комплексы. Сейчас кризис, но ни одного мультиформатного проекта за последние полтора года так и не появилось. Думаю, это связано с тем, что это сложный продукт, он требует высококвалифицированного управления, скрупулезного расчета экономики проекта и маркетинговых стратегий. А также больших начальных вложений.
В проектах Luonto мы намерены развивать мультиформатный подход, но делать это продуманно, по-фински.
Динамика средней стоимости квадратного метра реализованных домовладений, тыс. руб.
Период |
Коттеджи |
Таун-хаузы |
Июнь 2015 |
78,1 |
27,9 |
Июль |
67,1 |
30,3 |
Август |
62,5 |
28,8 |
Сентябрь |
76,4 |
30,2 |
Октябрь |
71,8 |
29,4 |
Ноябрь |
53,4 |
24,8 |
Декабрь |
27,0 |
29,1 |
Январь 2016 |
61,4 |
24,5 |
Февраль |
76,7 |
29,4 |
Март |
79,1 |
37,0 |
Апрель |
108,2 |
28,6 |
Май |
57,9 |
35,3 |
Июнь |
77,1 |
30,0 |
Динамика средней стоимости сотки реализованных участков, тыс. руб.
Период |
Цена |
Май 15 |
154 |
Июнь |
151 |
Июль |
157 |
Август |
154 |
Сентябрь |
133 |
Октябрь |
139 |
Ноябрь |
150 |
Декабрь |
138 |
Январь 2016 |
139 |
Февраль |
214 |
Март |
165 |
Апрель |
199 |
Май |
131 |
Июнь |
157 |
Данные экспертного бюро «Сперанский»
если понравилась статья - поделитесь: