1935
0
Терентьева Анна

Стабильность не в моде

За первое полугодие 2016-го ситуация на загородном рынке ухудшилась: количество сделок упало на треть, выросло число приостановленных проектов. Стабильными оставались только объемы модульной (баннерной) рекламы в профильных СМИ.

По данным Экспертного бюро «Сперанский», за первую половину 2016 года участники информационного обмена заключили 658 сделок. В том числе было продано 480 участков без подряда, 20 коттеджей (включая участки с обязательным подрядом) и 158 таун-хаузов (включая дуплексы, квадроксы и др.). В прошлом году за тот же период девелоперы подписали 741 договор купли-продажи - на 31% больше. Снижение сделок от месяца к месяцу было неравномерным, в июне специалисты подметили локальный рост продаж (+9% по отношению к маю). Однако если сравнивать с прошлогодними показателями, июньский спрос просел на 32%. Общая выручка девелоперов за полгода составила 1,7 млрд рублей- тоже на треть меньше, чем год назад.

Серьезные изменения за эти полгода произошли и в покупательских предпочтениях: проявился спрос на коттеджи, а также на дорогие участки (3-7 млн рублей).

Напомним, начиная с 2013-го объемы продаж загородного жилья неуклонно снижались. Однако во втором квартале 2016-го участники обмена подписали 15 сделок с домами: спрос на коттеджи вернулся к показателям годичной давности.

Согласно исследованиям бюро, данные информобмена соответствуют ситуации на рынке в целом. В тех проектах, которые не участвуют в обмене, отмечают те же тенденции.

Из-за всплеска продаж дорогих наделов средняя цена реализованной сотки в первом квартале 2016-го составила 178 000 рублей, во втором – 163 000 рублей (что сопоставимо с показателями 2013-го).

Важная тенденция: резкий рост числа приостановленных проектов. «Последние несколько лет количество замороженных проектов было на одном уровне: около 160. Кто-то останавливал продажи, кто-то возобновлял», - рассказывает Дмитрий Сперанский, руководитель Экспертного бюро «Сперанский». И вот в 2016-м этот показатель начал расти. На конец второго квартала реализация приостановлена в 183 коттеджных поселках. Всего в них «зависло» около 10 000 участков (8500 без подряда, 1600 – с подрядом). Суммарно 1200 га - примерно вдвое больше, чем за год покупают в организованной загородной застройке.

Согласно статистике рекламного рынка, которую ведут специалисты бюро «Сперанский», все последние месяцы объемы рекламы держались примерно на одном уровне: количество денег и рекламодателей было стабильным. При этом у большинства компаний нет внятной рекламной стратегии: часто, простояв несколько месяцев в лидерах по объему рекламы и не дождавшись продаж, адекватных затратам, компания сворачивает рекламную деятельность. Зато другие в этот момент увеличивают свое присутствие. Поэтому общие значения колеблются незначительно.  Однако изменения начали происходить и здесь: реклама в июле заметно сократилась по сравнению с предыдущим месяцем. Снижение составило 9%: немало застройщиков отказались от дорогих рекламных мест и перешли на более дешевые. Что странно: летние месяцы – самые продуктивные для застройщиков по числу сделок, и убирать рекламу именно в это время нелогично.  В июле 15 коттеджных поселков отказались от рекламы. Среди них такие заметные участники рынка, как «Хапо-Ое», «Софийские сады», «Зеленые горки», «Аллегро-парк».

 

Мнения экспертов

 

Сергей Балуев, руководитель отдела продаж ГК «Факт»:

- Особенность последнего времени: каждый второй покупатель приходит на переговоры с юристом или риэлтором. Пока это создает только неудобства для всех участников сделки: девелоперы теряют две-три недели на ожидание подписания сделки, хотя все документы и договор в полном порядке, клиент теряет время и деньги на консультации с юристом, юрист вынужден тянуть время на проверке документов, чтобы отработать деньги покупателя. В результате все теряют время. Но пройти этот этап сейчас необходимо, в этом – новый виток развития рынка, который ведет к цивилизованности.

 

Сергей Будько, коммерческий директор Luonto:

- Во время кризиса, при нестабильном спросе, девелоперы могут резко сократить риски, предлагая покупателям мультиформатные жилые комплексы. Сейчас кризис, но ни одного мультиформатного проекта за последние полтора года так и не появилось. Думаю, это связано с тем, что это сложный продукт, он требует высококвалифицированного управления, скрупулезного расчета экономики проекта и маркетинговых стратегий. А также больших начальных вложений.

В проектах Luonto мы намерены развивать мультиформатный подход, но делать это продуманно, по-фински.

 

Динамика средней стоимости квадратного метра реализованных домовладений, тыс. руб.

 

 Период

Коттеджи

Таун-хаузы

Июнь 2015

78,1

27,9

Июль

67,1

30,3

Август

62,5

28,8

Сентябрь

76,4

30,2

Октябрь

71,8

29,4

Ноябрь

53,4

24,8

Декабрь

27,0

29,1

Январь 2016

61,4

24,5

Февраль

76,7

29,4

Март

79,1

37,0

Апрель

108,2

28,6

Май

57,9

35,3

Июнь

77,1

30,0

 

 

Динамика средней стоимости сотки реализованных участков, тыс. руб.

 

Период

Цена

Май 15

154

Июнь

151

Июль

157

Август

154

Сентябрь

133

Октябрь

139

Ноябрь

150

Декабрь

138

Январь 2016

139

Февраль

214

Март

165

Апрель

199

Май

131

Июнь

157

 

Данные экспертного бюро «Сперанский»

 

если понравилась статья - поделитесь: