Гвоздь Nомера: Антикризисная шапочка
Продолжается снижение реальных доходов россиян. В июне - минус 3,5% (в годовом выражении). Напомним: в мае доходы граждан сократились на 6,4%, в апреле - на 4%. А тут еще Сбербанк пугает шоками, которые придутся на конец года (иранская нефть, повышение ставки ФРС и прочие неприятности). В общем, пока население воздерживается покупать товары длительного спроса. Включая недвижимость.
И как в таких условиях планировать бизнес? Как выстраивать стратегию?
В чем вы лично находите источники оптимизма, как сопротивляетесь стрессу? (Или, может, мы преувеличиваем, и никакого стресса вовсе нет?)
Андрей Бочков, генеральный директор УК «ПулЭкспресс»:
- Поводов для оптимизма действительно немного. Вот на днях правительство поддержало идею отказа от долевого строительства. Все абсолютно логично и спорить сложно: не можешь регулировать - запрети. И тогда это уже не твоя проблема - это их проблема.
Однако наши люди быстро адаптируются и быстро привыкают к новым реалиям. В прошлом году, после банкротства нескольких туроператоров и обвала рубля, аналитики предрекали провал туристического рынка в этом сезоне... А город опустел, туроператоры говорят, что все распродано...
Сделки продолжаются. Рынок остается рынком покупателя. Те кто искал объект для себя, а не как инвестицию, продолжают искать и покупать. Пространство для маневра у девелоперов в такой ситуации остается, хоть и становится уже.
В общем, пациент старается выжить, не смотря на все старания врачей...
Дмитрий Майоров, генеральный директор компании «Русь-НТ»:
- Доходы населения падают - это факт. Нас пугают, что это еще не дно, будет хуже. Как быть нам, девелоперам? Конечно, подстраиваться под возможности покупателей! Но сложным путем - не за счет качества, а за счет внутренних резервов. Например, мы сейчас огромное внимание уделяем качеству проектирования, для чего создали целое подразделение. Время, потраченное на проекты, возвращается сторицей
Алексей Баринов, генеральный директор компании «Айдадом»:
- Выстраивая стратегию и планируя бизнес, мы всегда учитываем пессимистичные сценарии. Трудности со спросом испытывают все. Обычные проблемы, с которыми жили компании на загородном рынке, приобрели более яркий характер, и появились новые. Новички и дилетанты, у которых нет работающего маркетинга, плохо выстроены каналы продаж, с недостаточными рекламными бюджетами, не имеющие возможности привлечь средства за исключением клиентских, представляют из себя «зомби» - ходячих (пока еще) мертвецов. Мы же, несмотря на активную экспансию, бурный рост и агрессивные рекламные кампании, в финансовом планировании очень осторожны и консервативны. В сочетании с широкой ассортиментной линейкой и одним из лучших коммерческих отделов, это позволяет нам воспринимать текущую ситуацию на рынке как время возможностей - для усиления влияния и увеличения своей доли на рынке. Мы смотрим на развитие ситуации объективно, но оптимистично.
Алексей Соколов, коммерческий директор СК «Мера»:
- Компания Мера готовится в следующем году отметить 25 лет со дня основания. Кризисы были и будут, к сожалению. Подготовиться к ним довольно сложно.
В трудных ситуациях спасают опыт руководства, сбалансированная финансовая политика и диверсификация деятельности. В частности, мы не только строим дома, но и оказываем сопутствующие услуги: проектирование, продажа участков; есть даже собственное столярное производство. Если какое-то направление «просело», другое поддержит компанию на плаву, давая время сориентироваться.
Сейчас как раз разрабатываем специальные предложения по новым проектам со снижением стоимости до 20%. Запустили новый современный сайт…
В сфере загородного строительства гибкость компаний позволяет им быстро приспосабливаться к новым условиям. Правда, это касается строительство под заказ, с готовыми объектами или участками все сложнее. Качественный продукт или услуга все равно продаются, правда, уже дешевле и с большим сроком экспозиции.
Марина Агеева, директор по продажам жилой недвижимости УК "Теорема":
- Моя личная стратегия на обозримую перспективу – делай, что должно, и будь что будет.
Все мы сейчас – и бизнес-структуры, и просто люди – как водители на трассе ночью, да еще и в туман. Пункт назначения известен, ехать (строить, продавать) надо, так что включаем противотуманки и снижаем скорость. Нормальная реакция благоразумного человека. Все бизнес-процессы идут, хотя и в замедленном режиме. Если кто-то в бизнесе любил активно экспериментировать по принципу «Начнем, а там посмотрим», теперь выбирают вариант «Семь раз отмерь…». Заметно усилилось общение между компаниями на тему «А как у вас?» В тумане очень важно понимать свое место в пространстве, есть ли кто рядом и жив ли он.
Для меня источник оптимизма – друзья и музыка. А недостаток драйва (в тумане с этим сложно) я решила компенсировать реализацией творческого проекта для души, в свободное от работы время.
Светлана Невелева, советник руководителя ГК «Стинком»:
- Главное – делать то, что тебе нравится. Иногда это нужно другим, иногда это еще и приносит какие-то деньги. Магазин закрылся на переучет; можно сидеть и ковырять в носу, а можно нарисовать красивые ценники, в другом порядке расставить товары.
Есть короткие отрезки времени, когда от тебя вообще ничего не зависит. В декабре 2014-го я связала две красивые шапочки – для внука и для племянницы. Это продолжалось недели полторы. Потом встала и пошла работать.
если понравилась статья - поделитесь: