1896
0
Дмитрий Синочкин

Председатель Леноблкомимущества Владимир Артемьев: «Развитие строительства у границ мегаполиса зависит не столько от власти, сколько от рынка»

Имущественный комплекс Ленобласти — не просто территория для строительства. Это сложный клубок переплетенных, нередко противоречащих друг другу интересов: государственных, корпоративных, частных… И нормативная база не совсем однозначна.
Полагаем, и предпринимателям, и обычным гражданам важно знать, какую политику в имущественной сфере будет проводить Леноблкомимущество.

– Какие цели и задачи, стоящие перед Комитетом, вы считаете приоритетными и наиболее сложными?

– У КУГИ большой комплекс задач. Управление государственными долями, акциями в хозяйственных обществах, учет  имущества Ленинградской области, переводы участков, предоставление в аренду наделов и объектов недвижимости, координация действий ОМСУ, обеспечение проведения работ, связанных с кадастровой оценкой… На сегодня одно из главных направлений — вовлечение участков из государственной собственности в рыночный оборот.

– Много ли в Ленобласти неучтенных, неиспользуемых земель?

– Речь, скорее всего, идет о землях сельхозназначения. Невостребованные земельные доли есть — в составе наделов, которые предоставлялись гражданам в долевую собственность в ходе приватизации сельхозпредприятий. Как правило, они не используются. Ранее полномочия по выделению невостребованных земельных долей были закреп-лены за субъектом РФ. В настоящее время это полномочия органов местного самоуправления.

Выделение земельных долей органы местного самоуправления проводят постоянно, в рабочем порядке.
 
– А если просто посчитать гектары, с которых не уплачиваются налоги?

– Учет земли всегда велся по заявительному принципу, а участки предоставлялись на протяжении очень длительного времени, с тридцатых годов прошлого века. В шестидесятые начали активно образовываться садоводческие объединения, землю передавали предприятиям, а уж они — гражданам. Границы раньше определяли весьма приблизительно. В некоторых случаях выясняется, что гражданам предоставляли участки без указания площади, без точного адреса. Подобная ситуация могла сложиться и у других землепользователей. Сегодня такие документы с точки зрения законодательства далеко не всегда соответствуют требованиям, позволяющим отнести участок к объектам налогообложения. Тем более что и сами требования к документам постоянно менялись. Соответственно это весьма сложная задача — определить площади, с которых не уплачиваются налоги. Хотя, повторю, работа по участкам, с которых не уплачивается налог, идет. Она не на один день.

– Земельный налог — серьезный источник доходов местного и регионального бюджета, особенно в перспективе. Какие направления деятельности вы считаете наиболее эффективными для наполнения казны?

– Сейчас мы рассматриваем возможность актуализации кадастровой оценки земель промышленности и особо охраняемых природных территорий. Это будет происходить в два этапа. Управление Росреестра по Ленинградской области обеспечивает работы по кадастровой оценке объектов недвижимости.

Раньше учет объектов осуществляли органы технической инвентаризации, но с 1 сентября  эти функции переходят в Кадастровую палату. Проведена большая работа, связанная с оцифровкой архивов…

– Какие функции остаются у БТИ?

– БТИ будут изготавливать технические планы. Поясню, есть государственная функция учета, а есть производство — описание объекта недвижимости. Раньше органы технической инвентаризации обладали монополией, они и выполняли техническое описание, и производили учет. Учетная функция остается за государством, а производственная передается на рынок, ее могут выполнять различные юридические и физические лица, кадастровые инженеры.

Начиная с 1 сентября государственных функций за БТИ не останется. Сотрудники бюро будут конкурировать на рынке с кадастровыми инженерами.

Сведения из оцифрованных архивов технического учета может запросить (и получить) любой кадастровый инженер в Кадастровой палате либо в БТИ.

– Но теперь требования по кадастровому учету существенно скромнее, чем раньше. Специалисты БТИ собирали подробные сведения, включая количество газовых плит, наличие встроенного санузла и прочее. В кадастре этого нет…

– Да, действительно, технические паспорта и архивы БТИ содержат очень существенный объем информации. БТИ с удовольствием предоставляли бы их на платной основе, на сегодня деятельность бюро тарифицирована.

Очевидно, что есть проблемы с определением того, насколько полными должны быть собираемые сведения. Система учета существовала долго и была весьма эффективной.

 – Если случится экономический спад, снизится активность инвесторов, какие резервы и возможности будут использоваться, чтобы пополнять бюджет?

– Сейчас рынок недвижимости все еще не вышел на докризисный уровень. Но цены на объекты все равно довольно высокие. Вовлечение в оборот дополнительных участков помогло бы улучшить ситуацию. Чем больше муниципалы вовлекут в оборот земли в границах муниципальных образований, определив зоны использования, тем привлекательнее те будут для инвесторов. До сих пор этот процесс был в известной мере стихийным. Но после утверждения генпланов, а это будет сделано к концу года, ситуация радикально поменяется. Строительство будет регулироваться не желанием администрации населенных пунктов, расположенных вблизи Петербурга, а установленными нормами и параметрами.

– Какие рычаги воздействия на муниципалитеты есть у властей региона?


– На мой взгляд, важно обеспечивать финансовую поддержку из областного бюджета при соответствующий заинтересованности МО, то есть регулирование может быть заложено в условиях софинансирования. Кроме того, важно правильное распределение полномочий: за что отвечает местная власть, за что — регион.

– Допустим, в черте поселения образовались новые земли под застройку, ими распоряжается муниципалитет, но он налог не платит. Как же его побуждать   быстрее осваивать территории?

– Муниципалы в этом сами заинтересованы. Во-первых, они получают доход от реализации участков, а затем — налоговые доходы. Конечно, ситуация в отдаленных районах сложнее.

– Сейчас в регионе трехуровневая система власти: область, район, муниципалитет. Не слишком громоздкая вертикаль получается?

– Есть определенные сложности, но просто критиковать эту систему недостаточно. Надо предлагать другие варианты. Существующая система, в принципе, оптимально приближена к населению, другой вопрос — готовы ли к этому граждане.

– Как продвигается предоставление бесплатных участков? Сейчас муниципалитеты в рамках генпланов резервируют земли для этого?

– Да, эта работа ведется, ее контролирует губернатор. Есть определенные сложности с инженерной инфраструктурой. Просто выделить участки, например многодетным семьям, несложно. Труднее добиться, чтобы к этим наделам были проведены коммуникации, дороги…

– На территории области есть еще один могучий резерв — земли Минобороны. Есть ли какое-то продвижение в этой сфере?

– Ситуация непростая, проблемы решаются с большим трудом. Военные передают муниципалитетам котельные, детские сады, жилой фонд. Раньше все это передавалось без участков, теперь — вместе с землей. По федеральному законодательству необходимо сделать описание всей территории, разделить ее, поставить выделяемые части на кадастровый учет, включить в перечни — и только после этого можно передать. Эти работы финансирует непосредственно Минобороны.

Ведомство оставляет за собой весьма большие массивы земли, особенно если они коммерчески привлекательны. Такие участки выставляются на торги.

– Идет массовая застройка в Кудрово, Девяткино, в Ломоносовском и Тосненском районах. Будет ли жилищное строительство у ближних границ мегаполиса развиваться теми же темпами, или власти Ленобласти постараются его притормаживать?

– Этот вопрос надо переадресовать застройщикам. Здесь больше зависит не от власти, а от рынка, от спроса и предложения.

– Хорошо, спросим иначе: станут ли увеличиваться бюджетные ассигнования на объекты соцкультбыта?

– Администрация отдает себе отчет, что темпы строительства в пригородных районах высокие и новых жителей области потребуется обеспечить объектами социальной инфраструктуры.

– Переговоры по уточнению границы между Петербургом и областью в Горелово завершились успешно. Есть еще участки, где отношения между субъектами еще не урегулированы?

– Можно сказать, что острые вопросы решены. Некоторые существующие проблемы решаем в рабочем порядке.

– Сейчас в местных советах депутатов и в ОМСУ довольно широко представлен строительный комплекс. Девелоперы входят в состав руководства в Щеглово, Горелово, Девяткино… Это хорошо или плохо? Не получится ли перекоса в пользу чисто строительных интересов?

– Это больше зависит не от вида бизнеса, а от конкретных людей. Местные жители видят, кого выбирают, и знают, чего ждать от тех, кого выбрали. 

Беседовал Дмитрий Синочкин
Текст подготовила Анна Михед

к сведению

Владимир АРТЕМЬЕВ родился в 1971 году в Ленинграде.

В 1999-м окончил Высшую школу приватизации и предпринимательства по специальности «юриспруденция, в 2007-м — СПбГУ по специальности «экономика и управление предприятием».

Работал юрисконсультом в ЗАО «НПФК “Знамя труда”», затем — в Фонде имущества ЛО.

С 2000 года — в Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом. В 2003-м занял должность начальника департамента. С 2005 года —  замдиректора Северо-Западного филиала ФГУП «Государственный проектно-изыскательский институт земельно-кадастровых съемок».

В 2006-м назначен исполняющим обязанности руководителя Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по ЛО. С августа 2010 года — заместитель руководителя Управления Росреестра по ЛО. В 2011-м назначен и.о. генерального директора ГУП «Леноблинвентаризация».

В июне занял пост председателя КУГИ ЛО. Женат, двое детей (дочь и сын).

если понравилась статья - поделитесь:

август 2012