Кони, яхты, люди
Рекреация в нынешнем понимании — прежде всего вид добровольного досуга. Он приносит радость и удовлетворение, помогает восстановить физические и моральные силы. А значит, конные и яхт-клубы — сообщества активного загородного отдыха различного уровня. Рейтинга VIP достигают немногие, поскольку для этого нужна не только мотивация, но и солидные долгосрочные вложения.
Конь ты мой буланый
Нашим горожанам и жителям пригородов повезло. Они могут заниматься конным спортом или просто кататься на лошадках в свое удовольствие: количество частных конных школ и различных конно-спортивных клубов перевалило за 150. В конно-спортивных клубах (КСК) готовят спортсменов. В конных школах обучают навыкам управления лошадью, а также грамотному уходу за животным. Конюшни представляют собой чисто коммерческие структуры и живут в основном за счет желающих совершать конные прогулки. Стоимость прогулки зависит от класса конюшни и варьируется в пределах 350–900 руб./час. О клубной атмосфере здесь говорить не приходится. Иногда это просто обыкновенный сарай для постоя двух-трех лошадей, спасшихся об бойни.
Настоящий конный клуб — это комфортный денник (не менее 3х4 м), открытое поле и крытый манеж, солярий для лошадей, несколько левад (иногда отдельно для спортсменов и членов клуба), теплый амуничник и сушилки. Есть места, где можно хранить корма, сено, опилки, ковать лошадей, проводить ветеринарный осмотр. У некоторых клубов имеются даже помещения для временного хранения навоза. А еще раздевалки для персонала, помещение для дежурного конюха и прочее, прочее.
Месячный постой в обычном клубе обойдется владельцу лошади в 13 000–18 000 рублей. В клубах класса «люкс» — от 25 000. К этому нужно добавить качественные постройки на живописной природной территории и квалифицированный персонал. Не случайно КСК «Дубки» находится в ухоженном одноименном парке, КСК «Комарово» — в сосновом лесу по Зеленогорскому шоссе, КСК «Осиновая роща» — на краю лесного озера в парке «Усадьба Вяземских». Парк, кстати, включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия. Один из лучших клубов Северо-Запада, КСК «Дерби», располагается в Энколово, клуб «Перспектива» — в Порошкино, клуб в Ольгино разместился на территории одноименного отеля. Возле Пушкина и Павловска находится сразу несколько конных клубов: «Стиль» — в деревне Марьино, «Рейдер» — в Шушарах, «Генетика» — у Ям- Ижоры. Чуть дальше — клуб «Бэст» в Малом Карлино.
А вот с кадровым составом — хронические проблемы. Конно-спортивному клубу нужны берейторы (один на пять — семь лошадей для занятий выездкой и спортивными тренировками), конюхи (прибираться на конюшне), коноводы (один на четыре — шесть лошадей), тренеры (для персональных или групповых занятий), ковали. Профессиональные отечественные коноводы, ветврачи, конюхи — на вес золота. Ситуация в Москве и Петербурге не настолько напряженная, как в других местах, но система профподготовки в этой отрасли практически отсутствует. Не случайно крупные КСК пользуются услугами зарубежных спецов. Несколько легче с подбором лошадей. Можно воспользоваться предложениями от отечественных и зарубежных коннозаводчиков и владельцев конюшен, наконец, приобрести животных у других конных клубов или у частных лиц. В Ленобласти пока еще есть несколько племенных хозяйств. Ферма «Ковчег» (лошади арабских и спортивных пород) имеет даже свой ипподром, где проводятся скачки на Кубок губернатора области, конные праздники и спортивные шоу. Всего на ферме около четырех десятков лошадей, 15 из которых — в прокате. Фермерское хозяйство Маничевых (с 30-летним стажем) занимается разведением ганноверской и тракенской пород. В их хозяйстве — около 50 лошадей, из них четыре жеребца. Прокатных лошадей нет, но выездке обучают. По мнению Марины Маничевой, развитие племенной репродукции отстает от спортивного конного направления. Но и в спорте, по мнению Виктора Локтионова, президента Федерации конного спорта ЛО и владельца конного люкс-клуба «Дерби», также далеко не все радужно. Пока можно говорить только о начальной стадии развития этого вида спорта. Официальную регистрацию Федерация получила совсем недавно, летом 2007 года.
Белеет парус одинокий...
По сведениям ГИМС МЧС РФ, на начало июня 2012 года в регионе было зарегистрировано 1009 яхт и других парусных судов с двигателем до 100 л.с. и пять судов с двигателями более 100 л.с. Вообще прогулочных судов насчитывается свыше 4000, а общее количество водных транспортных средств почти достигло 50 000. По европейским оценкам, 130–150 яхт на 1000 человек населения в приморских районах — явление вполне типичное. На невских берегах на 1000 человек приходится около 400 автомобилей и менее одного прогулочного судна. Не тянет даже на «…парус одинокий». На учете ГИМС состоят примерно тридцать петербургских яхт-клубов. Из них около десятка заметны в яхтенной жизни города. Уровень инфраструктуры этих клубов не уступает европейскому. Например, у яхт-клуба «Геркулес» есть порт, теплый эллинг, вертолетная площадка, станция сертификации, теннисный корт, автостоянка, шале для шашлыков.
Владельцы большинства яхт-клубов избегают капитальных вложений и долгосрочных проектов. Причина — отсутствие у них долгосрочной (на 49 лет) земельной аренды. Отсюда и сильно завышенные цены на стоянку, прокат яхт и пр. По разным поводам периодически возникают разборки в арбитражных судах. Так, самый многочисленный яхт-клуб «Балтиец» (870 членов) едва не прекратил существование в связи со строительством «Балтийской жемчужины». Старейший Яхт-клуб профсоюзов решением городского арбитражного суда может быть выселен с Петровской косы. Анализируя ситуацию, Кирилл Самойлович (командор НП «Центр маломерного флота») считает, что водные просторы Ленобласти выглядят более привлекательными для размещения яхт-клубов, так как там «…еще нет такого чиновничьего беспредела». Весьма прочные позиции у Морского яхт-клуба (частного), у клуба порта «Геркулес», яхт-клуба на форте «Константин». Яхтсмены много лет добиваются, чтобы туда перевели с территории Морского вокзала пункты пограничного, таможенного и иных видов контроля яхт и членов их экипажей.
Тем не менее яхтенная жизнь продолжается. В середине июля на невских берегах прошли две крупные регаты: Чемпионат России по парусному спорту в классе «четвертьтонников» и этап Кубка России в классе «Open–800». Сразу 32 яхты и более 200 яхтсменов. Последний раз такое было в 2003 году.
Еще один яхт-клуб, «Восточный», строится на берегу Невы, почти напротив Вантового моста. Первый этап строительства будет закончен в этом году; в него войдут помещения для зимнего хранения судов, сервиса, администрации гавани. Уже укреплена береговая линия, установлены плавучие причалы, углублена акватория марины, установлена плавучая заправочная станция. Сейчас марина в состоянии принять 84 маломерных судна, в дальнейшем — до 150 судов. Предположительно сумма затрат первого этапа, включая гидротехнические сооружения, составит около 200 млн руб. Работы инвестор ведет на заемные деньги. В перспективных планах — дальнейшее развитие и обустройство территории яхт-клуба. Здесь должны появиться трехзвездочная гостиница, видовой ресторан, фитнес-центр, торговые площади с сопутствующими товарами, крытая автостоянка для членов клуба и т.д.
Николай Шаров, главный клубмен
к сведению
Сергей Медведников, директор Альянса частных клубов, автор книги «Частный клуб: организация, управление, развитие»:
– Конные клубы — это бизнес для фанатов. Их не открывают, чтобы много заработать. Их заводят для души люди, у которых уже есть серьезный бизнес, но для которых конный мир стал смыслом жизни. Денежный «выхлоп» в этом бизнесе минимальный и несопоставим с финансовыми и эмоциональными затратами владельцев клубов. Инвесторов, которые рассматривают конный клуб как бизнес-проект, в нашей стране крайне мало. Закрытость клуба никак не связана с его спортивной или коммерческой направленностью. Это желание сохранить privacy. Платного членства, годового взноса у подавляющего большинства конных клубов нет. Есть понятие ежемесячной «платы за постой». Этим владельцы клубов обычно и ограничиваются. Недавно у меня спрашивали совет относительно рысака из Италии, обладателя многочисленных призов на скачках, которого готовы были отдать бесплатно, взамен на его достойное пожизненное содержание. Поэтому — от «бесплатно» до миллиона...
к сведению
Владимир Любомиров, командор яхт-клуба «Геркулес»:
– Изменения, внесенные в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, разрешают иностранным яхтам передвигаться по внутренним водным путям (ВВП). Однако закон и в нынешнем виде недоработан. Например, Невская губа (знаменитая Маркизова лужа) не относится к ВВП. По заливу яхты ходить не могут, только по Неве. Проводка через мосты невозможна без местного лоцмана, а это стоит более 1000 евро. К примеру, пройти через Кильский канал или каналы Франции, Голландии можно на любой яхте без всякого лоцмана. И никто не тонет, не повреждает опоры мостов. Если и есть плата за проход, то она ниже в разы.
Правда, облегченно вздохнули владельцы дорогих яхт. Теперь они могут заходить в наши воды на период навигации «без растаможки», под временный ввоз, а на зимнюю стоянку уходить, к примеру, в Финляндию, Швецию или Эстонию. Это большой шаг вперед, ведь дорогие лодки служат своеобразным «паровозом» в яхтенной жизни. Во всем мире они стоят в портах под флагами дешевых юрисдикций. Тем не менее активный яхтенный туризм в Невской губе возможен. Достаточно снять запреты для плавания в Финском заливе, и на питерском рейде запестреют флаги со всего мира. Сейчас это всего несколько сотен яхт в год, а в потенциале — тысячи…
если понравилась статья - поделитесь: