1240
0
Дмитрий Синочкин

Девелоперы впали в детство

При сдаче многоквартирного дома каждый застройщик обязан возвести детскую игровую площадку. В малоэтажном секторе такой повинности нет, и девелопер сам решает, сколько денег вложить в инфраструктуру. Кто-то ограничивается несколькими качелями с горкой и песочницей, а кто-то обещает досуг «по полной программе». Впрочем, если жильцы хотят получить поселковый «Диснейленд», им придется раскошелиться.

В том или ином виде детские игровые зоны предусмотрены почти во всех коттеджных поселках. «Качество инфраструктуры для детского досуга зависит от масштаба проекта. Застройщики, работающие на загородном рынке, понимают необходимость подобной социальной нагрузки, — рассуждает директор департамента загородной недвижимости АН “Бекар” Андрей Уманский. — Минимальным набором считается игровая площадка с песочницей и детским городком, баскетбольная или волейбольная площадки. Создание такой инфраструктуры требует от застройщика небольших затрат, которые окупятся в процессе продажи».

Иногда и в непрофессиональных коттеджных поселках люди объединяются, чтобы организовать развлечения для детей.
«Ценовая категория поселка может влиять только на содержание и качество инфраструктуры, поскольку само по себе ее наличие — необходимый атрибут даже в проектах эконом-класса. Многие семьи, приобретающие загородную недвижимость, имеют несколько детей», — добавляет генеральный директор управляющей компании группы «УНИСТО Петросталь» Арсений Васильев.

Однако на прямой вопрос о вложениях в «сказочные городки» девелоперы отвечают уклончиво.

Сказки для взрослых

Специалисты, которые занимаются поставками игровых комплексов, говорят, что контракты на сумму более 600 000 –700 000 рублей — редкость, хотя на рынке представлены и гораздо более дорогие модели. «В нашем ассортименте есть детский комплекс, который стоит около 1,8 млн рублей. Это настоящий сказочный городок с горками, лестницами, качелями и т.д., — говорит Никита Цуканов, генеральный директор компании ”Тримуф” (работает под маркой Babystrong). — Более активны частники, которые самостоятельно обустраивают участки, но они редко заказывают дорогие комплексы. Средняя сумма заказа от частника составляет, по нашему опыту, около 35 000 рублей (например, за горку с качелями)».

«Поставки на миллион рублей и более обеспечивает, как правило,  госзаказ. Что касается благоустройства загородных поселков, то, по нашему опыту, покупатели жилья чаще всего сами сбрасываются, чтобы сделать полноценную детскую площадку», — развивает тему Андрей Лозовский, директор компании «Авен-СПб».

Один из показательных примеров — детская площадка в зоне частной малоэтажной застройки в Усть-Ижоре. Аборигены самостоятельно обустроили настоящий городок на берегу Невы.

На рынке представлены сотни всевозможных моделей и конфигураций дет-ских комплексов. По словам экспертов, основную погоду на рынке делают два ведущих местных производителя («Ксил» и «Авен-СПб»), а также пять-шесть компаний поменьше. Отдельную нишу занимают поставщики импортного оборудования. Между аборигенами и импортерами идет извечный спор о различиях в цене и качестве. «По стоимости схожие игровые модули отечественного и зарубежного производства могут отличаться в разы, но и по качеству они не идентичны, — рассуждает Никита Цуканов. — Главные различия кроются в деталях. Ведущие западные компании используют качественные и экологичные материалы, травмобезопасные покрытия, продумывают все конструктивные нюансы, не допускают острых углов и т.д. Был случай, когда клиент отказался от покупки отечественного детского комплекса с двумя стоящими рядом качелями, поскольку они были за-проектированы слишком близко друг к другу, что небезопасно. В Петербурге представлено достаточно известных европейских и американских брендов. Например, мы сейчас начинаем поставлять новые для нашего рынка итальян-ские игровые комплексы. Одно из отличий — в них больше элементов из натурального дерева, чем из пластика. Мы ориентируемся в основном на загородный сектор, поскольку детские площадки возле городских новостроек, как правило, не отличаются особыми изысками. Питерские застройщики предпочитают недорогое отечественное оборудование».

Собственная гордость

Детские игровые комплексы везут в Россию не только с Запада. «Мы, например, специализируемся на поставках китайских городков стоимостью примерно от 200 000 рублей.  Конкурировать с ведущими местными производителями не просто, но у нашего оборудования есть неоспоримые козыри: высокая надежность и качество. На оборудование мы даем многолетнюю гарантию, — говорит Игорь Соколов, генеральный директор  ЗАО “МетаКон” (работает под маркой “Маленький принц”). — Отечественные комплексы пока не дотягивают до мировых стандартов. Местные фирмы строят городки из фанеры, досок и не самого дорого пластика».

Питерские производители спокойно реагируют на критику, заявляя, что доля импортного оборудования на рынке ничтожно мала. «Местных мощностей и линейки продукции более чем достаточно, чтобы удовлетворить потребности регионального рынка. Отечественное оборудование ни в чем не уступает зарубежным аналогам, а во многом даже их превосходит, поскольку разработано с учетом предпочтений российских заказчиков, — замечает Андрей Лозовский. — Даже возле элитных новостроек стоят наши игровые комплексы. В конечном счете, все зависит от девелопера. Кто-то формально подходит к этому вопросу, кто-то — нет. В целом рост спроса на детское игровое оборудование в загородном секторе я оцениваю как стабильно низкий».
Эксперты замечают, что организация детского досуга в поселке не должна ограничиваться устройством игровой площадки. «Необходимо закладывать некую образовательную функцию, — рассуждает Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St.Petersburg. — Тут можно вспомнить передовой опыт УК поселка “Лукоморье”, на которую многим имеет смысл равняться. Там выделено специальное помещение для мероприятий, где проводятся мастер-классы (например, по живописи), праздники, и вообще соседи вместе проводят время.

Понятно, что организовать культурные мероприятия для жителей поселка сложнее, чем поставить детскую площадку, однако и с последним наши загородные девелоперы не всегда хорошо справляются. В защиту застройщиков можно сказать только, что иногда просто масштаб проекта не позволяет строить полноценную игровую зону. Но в любом случае проблема досуга детей за городом должна каким-то образом решаться, и это нужно предусмотреть еще на стадии проектирования».

Экспертный курултай

Михаил Фуксман, директор по продажам компании «ПетроCтиль»:

– Именно со знакомства детей, как правило, начинается общение в поселке. И зачастую это перерастает в дружбу семьями. Так что детские зоны имеют особую социальную функцию.  Детские площадки предусмотрены во всех наших проектах. Есть как открытые, так и закрытые игровые комплексы. Конечно, «Диснейлендов» мы не строим, но и двумя качелями не ограничиваемся. Детям есть где провести время. Особое внимание мы уделяем использованию травмобезопасных конструкций и покрытий. Детскими площадками дело не ограничивается. Например, зимой мы заливаем каток. Конечно, эти затраты оплачивают жильцы, но ведь и не все управляющие компании предлагают такие услуги.

Арсений Васильев, генеральный директор управляющей компании группы «УНИСТО Петросталь»:

– Минимальным набором считается площадка с городком, песочницей, качелями и т.п., площадки для игры в футбол, волейбол, баскетбол. Например, в проекте «Багатель» предусмотрено создание детского клуба и двух детских площадок. Если говорить о крупных проектах малоэтажной застройки, то здесь необходимо также строить детские образовательные учреждения, школы.

Николай Пашков, генеральный директор Knight Frank St.Petersburg:

– Предлагаю шире рассмотреть проблему организации инфраструктуры для детей. Это не слабое место отдельно взятых загородных поселков, а проблема Ленобласти в целом.  Если в школы детей часто определяют не по месту жительства, то садик всегда желателен поближе к дому. И тут начинаются сложности. Взять, например, популярный Всеволожский район. Сейчас тут возводится не менее 37 коттеджных поселков (плюс еще не менее 16 дачных поселков, то есть продаются участки без подряда). В сумме порядка 5000 единиц жилья. При этом в одном только Всеволожске очередь в детские сады как раз слегка превышает 5000 детей. В то же время ни в одном из районных проектов малоэтажной застройки не предусмотрен детский сад, а если и был предусмотрен (как, например, в «Янино»), то не был реализован. Причины, надо полагать, следующие. Во-первых, не найден оператор для частного детсада, поэтому девелопер решил не строить и само здание. С одной стороны, его позиция понятна, но с другой — совершенно очевидно, что оператор не придет в чисто поле. У нас в целом недостаточно развит рынок частных  услуг в сфере образования. Действующие операторы не настолько твердо стоят на ногах, чтобы развивать большие сети, тем более за городом. Возможно, ситуация изменилась бы с приходом иностранного капитала.

Бывает и по-другому: детский сад все же построен, девелопер решил его продать, но не может найти покупателя, как произошло, например, в коттеджном поселке «Михайловское» в Петродворцовом районе. С точки зрения оператора, доходность частного садика как бизнеса не столь велика, чтобы покупать здание в собственность. Местные власти также не желают выкупать здания (даже по себестоимости), чтобы организовывать в них муниципальные детские сады.

если понравилась статья - поделитесь:

август 2011