1818
0
Дмитрий Синочкин

Директор по продажам компании «ПетроСтиль» Михаил Фуксман: «Деньги стало труднее зарабатывать,

Интересно получается: компания «ПетроСтиль» участвовала в реконструкции десятков объектов по самым престижным петербургским адресам. И заказчики были соответствующие: Mercedes, CityBank, Reebok. Но для большинства горожан эта фирма ассоциируется с коттеджным строительством премиум-класса. Наверное, этот бизнес компании больше к лицу?

– Не собираетесь строить что-нибудь малоэтажное в городе — на Каменном, на Крестовском?
– В партнерстве с какой-нибудь серьезной компанией — возможно. Самостоятельно — нет. Понадобятся серьезные инвестиции. Потом, у нас немного другая идеология. Нам интереснее выбрать не самое раскрученное место и сделать его популярным, престижным.
Курортный район уже застроен так густо и плотно, что уже, наверное, создает больше неудобств, чем комфорта. А вот во Всеволожском, в Выборгском районах мы делаем новые места привлекательными.

– Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка?
– Состояние тяжелое, но стабильное. О полном выздоровлении говорить рано. В России сложно что-то прогнозировать на длительный срок. Но мы надеемся, что спрос вырастет и будет более устойчивым и более осознанным.

– Не планируете переходить из дорогого сегмента, где у вас традиционно сильные позиции, в комфорт-класс?
– Karela Hills в Мистолово как раз и будет первым из таких проектов. Мы рассматриваем еще несколько предложений по продаже участков, где можно будет строить дома средней ценовой категории. Хотим применять там новые технологии, новый подход к продажам. Скорее всего, это будет у пересечения Старо-Выборгского шоссе и «Скандинавии». Построим там деревянные финские дома от «Рованиеми». С возможностью постоянного проживания. Ближайший аналог — «Корабельные сосны», но в бизнес-варианте. От 6 до 18 млн рублей за домовладение в зависимости от объемов предложения.

– Оправдывается ли в «Медовом» ставка на имя архитектора Гаэтано Пеше?
– Большинство наших клиентов о нем не слышали. Но когда узнают — от нас или через Интернет — им импонирует, что настолько известный специалист занимается нашим проектом. И это играет определенную роль при принятии решения о покупке.

– Вы удовлетворены тем решением, которое он предложил для клубного дома в «Медовом»?
– Первый вариант — стеклянные купола Flames — получился красивым, но дорогим в эксплуатации. Пришлось бы отапливать огромные площади. Пеше предложил второй вариант. Мы будем строить клубный дом Waves — волны. Это не менее оригинально, но более экономично. В кровлю встроены солнечные батареи, это еще и экологически верное решение.

– Как за период кризиса изменились критерии выбора?
– Выросло качество выбора, требовательность. Люди стали внимательнее к технологиям, к материалам, лучше стали разбираться в строительстве. Строже относятся к имиджу компании, к выбору места. Деньги стало трудней зарабатывать, и люди иначе их тратят.

– Состав покупателей изменился? Может быть, чиновников стало больше? Или «силовиков»?
– У нас среди покупателей чиновников практически не было, и не стало. А «силовики» предпочитают строиться обособленно. У нас ведь и архитектура не вполне традиционная, она как бы несколько ограничивает вход в наши клубы.

– Чего же в ней нетрадиционного? Нормальный минимализм…
– Вот именно. Нет башенок, вычурностей, позолоты. Кому-то этого, возможно, и не хватает. Но у нас покупают люди именно с таким вкусом.
Зато мы с высокой степенью уверенности можем предполагать, что человек, который выбрал такой дом, впишется в круг соседей, что потом не будут возникать трения и конфликты.

– Вы ожидаете прихода в состав новых домовладельцев людей из upper-middle? Станет ли свой дом таким же обязательным элементом имиджа, как некогда триада «дача — квартира — машина»?
– Мы на это очень рассчитываем. И такая потребность есть, но пока она не подкреплена возможностями. Когда загородное домовладение сравняется по цене с трехкомнатной квартирой — этот процесс пойдет. Я полагаю, он неизбежен.

– Ну и зачем вертикали власти тысячи и десятки тысяч новых домовладельцев? Независимых, самостоятельных и со своим мнением по каждому поводу?
– Я думаю, что и наверху понимают: если общество «запечатать» наглухо, внутри будут накапливаться негативные тенденции. И в конце концов такую конструкцию может просто разорвать. Власти приходится задумываться о потребностях среднего класса. Хотя, конечно, проще управлять массой муниципальных нанимателей. Или теми, кто купил квартиру по ипотеке.

– В каком направлении будет развиваться компания?
– Будем традиционно удерживать позиции в классе «премиум». Но если не создавать продуктов более доступных — можем в какой-то момент оказаться невостребованными.

– Конкуренция в премиум-классе обостряется? В последние месяцы появилось несколько новых проектов: «Уварово», «Дачи Мариньи», «Морской клуб», репинский Crystal…
– Не все эти проекты можно считать состоявшимися. Заявленные параметры и их воплощение нередко различаются.
Кризис проявил другое: с началом серьезных проблем в классе de luxe задержались немногие. Некоторые из дорогих проек­тов — не хотелось бы называть, но участники рынка и так знают — перешли в другую категорию, снизили требования, сжали инфраструктуру; другие и вовсе закрылись.

– Какая модель управления вам представляется оптимальной? Что-то вроде ТСЖ или управляющая компания от застройщика?

– Если компания, которая строит, закладывала в проект какие-то идеи, определенную концепцию, то для жильцов комфортнее воспользоваться ее же услугами в управлении. УК сможет максимально использовать заложенный в проекте ресурс. В «Корабельных соснах», которыми мы управляем, жители довольны. Мы регулярно встречаемся с ними, привозим гостей, они охотно общаются…
Наладить эффективное самоуправление в коттеджном поселке довольно сложно. У каждого из владельцев домов есть собственный взгляд на правила управления, на стоимость эксплуатации. Возникает взаимное непонимание. И если ситуация не управляется извне — это приводит к серьезному конфликту.

– Тогда УК — это такая структура, которой все будут недовольны, хотя и по разным причинам…

– Управляющая компания предвидит возникновение таких ситуаций, заранее создает под них определенный ресурс. До кризиса мы считали, что наша задача — построить хороший поселок и двигаться дальше, к следующему проекту. Но в период спада мы осознали: мы ведь строим не столько дома, сколько образ жизни.

– Сейчас у вас главный проект — «Медовое»?

– Да, там строительство в самой активной фазе.

– И как идут продажи?

– Хуже, чем нам хотелось бы. Но идут. Проданы восемь домов из 24. Сейчас действует специальное предложение — 55 млн за любой из лотов. Это отчасти вынужденная мера: слишком много времени уходит на то, чтобы договориться с банками о проектном финансировании. И чтобы не снижать темпов, один-два объекта мы готовы продать на льготных условиях.

– Банки сейчас вроде бы сами заинтересованы в надежных заемщиках…

– Это так, но они связаны жесткими инструкциями и условиями, например насчет статуса земли. ИЖС — одна история, ДНП — уже совсем другая.

– Ваш рынок очень неширок… Сколько в Петербурге таких людей, которые могут себе позволить и хороший дом, и «запасную» квартиру? Процент-полтора?

– Один процент от пяти миллионов — это уже 50 000. Конечно, многие из этого числа уже имеют неплохую недвижимость. По­этому мы предлагаем новинки. Кирпичные монстры, построенные в середине 1990-х, уже безнадежно устарели.

– Что должно измениться, чтобы у этих 50 000 появилась уверенность, появились долгосрочные планы, связанные с Россией?

– Рынок состоит из небольших ниш. Мы выбрали эту. Отчетливо понимая и риски, с которыми она связана. Несколько кризисов мы уже пережили. Мы вполне успешны, востребованы — значит, выбрали правильный путь.

Наш рынок только формируется, активных участников — две-три компании. Это как английский газон, который надо стричь 300 лет…

– Я вот попытался представить, каким будет наш газончик — вот здесь, на Крестовском — через 300 лет. Знаете, самые разные варианты приходят в голову. Совсем не факт, что получится как в Кенсингтоне…

– Но все-таки при таком подходе шансов больше. И за 20 лет рыночного развития сделано уже немало. Могу отметить: многие компании, выходившие на рынок после нас, отчасти копировали наши находки. Значит, мы задаем некие стандарты…

– Так уж и стандарты. Вот «Северный Версаль» ни с какого боку на ваши проекты не похож. А у него тоже есть свои покупатели…

– Но согласитесь, что у наших покупателей и у клиентов уважаемой компании «Конкорд менеджмент» есть общее: и те, и другие смогли заработать достаточно денег…

– У вас нет ощущения, что зарабатывались похожие суммы, но разными способами?

– Возможно. Вкусы — точно разные. И я, кстати, не думаю, что кто-то еще рискнет построить «Версаль-2». (Когда интервью готовилось к печати, стало известно, что компания «Фаэтон» будет строить еще один «Северный Версаль» — в Стрельне… — «Пр.») А вот мы сделали «Горки» и поняли, что «Медовое» будем делать в похожем ключе. С некоторыми поправками: более просторные участки, отдельный гараж на два автомобиля, помещение для привратника…

– В правительстве настойчиво обсуждается переход на рыночную систему налогообложения имущества. Для ваших покупателей это важно?

– Не думаю, что это сработает как серьезный сдерживающий фактор. Хотя это, конечно, неприятно для наших клиентов.

– А у вас есть собственный загородный дом?

– Есть домик моих родителей, мы его поддерживаем в более-менее приличном состоянии. Они там живут с удовольствием, и я могу в любой момент приехать.

Беседовал Дмитрий Синочкин

если понравилась статья - поделитесь:

август 2010