1957
0
Дмитрий Синочкин

Большому кораблю — большая марина

Купеческая гавань в Петродворце будет передана компании «Морские ворота» для организации яхтенной инфраструктуры.

ОБШИРНЫЙ участок бывшей Купеческой гавани в Петродворце Фонд имущества продал на торгах весной. Однако сделка не состоялась: компания «Купеческая гавань», предложившая 1,15 млрд руб. за территорию в 18,4 га в районе Петродворца, не заплатила обещанные деньги.

В арбитражном суде рассматривается дело о расторжении договора аренды. Следующий претендент на участок — компания «Морские ворота», которая планирует создать марину — комплекс для обслуживания яхт и катеров. (В настоящее время, насколько нам известно, территория проходит согласование в КГА; предположительно в сентябре проект должен получить статус стратегического.)
По словам генерального директора компании Сергея Ковалева, в Купеческой гавани построят причальные сооружения понтонного типа, предназначенные для малых парусных и моторных яхт, — на Итальянском пруду. У причалов гавани, около Голландской кухни и у стенок канала Петровского дока, должны размещаться прочие суда большего размера. «Существующие глубины позволяют устроить здесь причалы даже для пассажирских судов и паромов», — утверждают авторы проекта.
На участке, непосредственно примыкающим к Итальянскому пруду, с использованием сохранившихся построек по проекту должен быть создан гостиничный и туристско-развлекательный комплекс с гостиницей на 140 номеров, ресторанами и кафе, фитнес-центром, клубом международного яхтинга, концертно-выставочными залами и прочим, включая океанариум. Общая остекленная галерея свяжет воедино разные функциональные блоки туристско-развлекательного комплекса. Для обустройства территории организаторы проекта предполагают использовать исторические суда.

Устройство разводного (поворотного) пешеходного моста позволит обеспечить доступ на молы, отделяющие Купеческую гавань от главного морского фарватера, где располагается исторический комплекс бастиона Князь Меншиков.

Сергей Ковалев уверен в запуске проекта на 95%: «100% будет, когда деньги перейдут на счета», — пояснил он. Проект «Паруса России» подразумевает комплексное развитие территорий на побережье залива — Купеческая гавань должна стать лишь одним из пунктов в этой программе.

ОТ БАЛТИКИ ДО ЧЕРНОГО МОРЯ

Проект «Паруса России» выглядит произведением в жанре научной фантастики. Но он вполне осуществим — при условии, что административные органы не будут чинить препятствий.
Авторы проекта делают ставку в первую очередь на развитие яхтенного туризма — именно этот вид индивидуальных путешествий наиболее популярен у наших соседей по Балтике. По данным Всемирной туристической организации, в порты Эстонии ежегодно заходят до 20 000 яхт, а Петербург рассматривается как не менее привлекательное место для посещения. «В идеале надо создать зону для яхтенного туризма от западной границы Ленинградской области до Черного моря, — рассказывает Сергей Ковалев. — Пока начали с создания клубов в Петербурге».

По проекту основой всей программы развития водных видов спорта и яхтенного туризма станут Кронштадт и прилегающие форты — Кроншлот, две Северные батареи и Обручев.

Кронштадт выбран центром нового парусного спорта по комплексу исторических, географических и экономических причин: его гавани созданы и приспособлены для обслуживания парусных судов, использование города военными моряками значительно сократилось, и высвободились территории и сооружения. А в связи с предполагаемым строительством Западного скоростного диаметра Кронштадт становится единственным местом стоянки без ограничения по высоте мачт. Кроме того, он расположен близко к западной оконечности акватории с приемлемыми глубинами, так что организовывать спортивные соревнования по водным видам спорта здесь весьма целесообразно.
Для международного туризма Кронштадт тоже очень удобен: это первая «точка» на пути прибывающих в Россию яхтенных туристов, поэтому здесь вполне можно разместить таможенные службы и рационально организовать таможенный и паспортный контроль.

Акватория Военной гавани Кронштадта и прилегающая к ней территория рассматриваются как место для хранения и технического обслуживания спортивных и туристических судов самого разного класса. Форт Обручев станет базой для проведения соревнований и тренировок, местом для работы судей, технического персонала и прессы. В не используемом сейчас здании спортивного клуба решено создать фитнес-центр с двумя спортивными залами (тренажерным и многофункциональным игровым) и комплексом салонов красоты на втором этаже. В брошенном здании 5-й северной казармы будет работать учебно-образовательный центр.

Кронштадтская марина — обширная отмель, образовавшаяся при строительстве северной части дамбы (общая площадь с учетом намыва — около 240 га), — отлично подходит для создания делового комплекса и сооружений с организованными местами стоянок и хранения парусных и моторных яхт, сопутствующего сервиса Кольцевой автодороги (автозаправки, рестораны, магазины).

НА ЗОЛОТОМ ПЕСКЕ СИДЕЛИ

Кроме того, проект предусматривает создание еще восьми центров яхтенного туризма в восточной части Финского залива. Под них будут задействованы порты-убежища на островах Мощный и Сескар, водно-спортивный центр «Черная речка» в устье реки Черная поблизости от поселка Серово (здесь оборудуют место для стоянок яхт и создадут условия для занятий парусной доской, кайтингом и буером). Для стоянки яхт с большой осадкой решено использовать гавань Канонерская.

Авторы проекта намерены полностью восстановить территорию петербургского Центрального яхт-клуба на Петровской косе — здесь, по их замыслу, должен появиться причал на 250 мест (длиной около 15 м). В существующем здании расположится администрация. Будут построены эллинги для зимнего хранения, предстоит оборудовать площадки открытого хранения и подъемные устройства для спуска и подъема судов. Необходимы также ангары технического обслуживания, заправочная станция двойного назначения, гостиница и парусная школа.

Яхтенный порт «Морские ворота» предполагается разместить на территории бывшей фабрики им. Веры Слуцкой, на берегу Невы. Его назначение — стоянка парусных и моторных яхт размером от 10 до 150 м. В период навигации он будет выполнять функции гостевой гавани для прибывающих в Петербург моторных и парусных яхт, их технического обслуживания, бункеровки, обслуживания пассажиров и экипажей, предоставления сопутствующих (в т.ч. туристических) услуг, обеспечения таможенного, пограничного и прочих видов контроля.

На побережье Финского залива в районе усадьбы «Михайловка» можно устроить центр семейного и активного отдыха, рекреационного и яхтенного туризма «Балтийский парк» и яхт-клуб «Стрельна».

МЕЧТЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Начинать приходится с малого: на сегодня в распоряжении «Морских ворот» находится только территория бывшего яхт-клуба — небольшой клочок земли, примыкающий к побережью. Как объяснил Сергей Ковалев, в ближайшее время будут отремонтированы эллинги, причал и в здании яхт-клуба откроется гостиница для владельцев яхт. Это будет территория клуба — «именно клуба в самом прямом значении этого слова», — поясняет он. Если удастся получить всю территорию, можно будет говорить о запуске проекта «Паруса России».

Инвестиции в проект «Купеческая гавань» на сегодня практически минимальны: вся инфраструктура сохранилась и требует только небольшого ремонта. Масштабное освоение этой территории будет оправдано только при реализации всего проекта «Паруса России» в целом, поясняют авторы проекта.

При этом Сергей Ковалев расценивает будущее фантатстического проекта с большой долей оптимизма. «Мы сейчас ведем переговоры с администрацией города, и думаю, что понимание будет достигнуто, — сообщил он. — Область мы тоже рассматриваем, но она нам сейчас не настолько интересна, потом, конечно, будем взаимодействовать и с ними, но нам сейчас важен первый этап».
Общий объем инвестиций в создание инфраструктуры водных видов спорта и яхтенного туризма в Кронштадте, портов-убежищ в Финском заливе, яхтенных портов в Санкт-Петербурге и рекреационных объектов составит, по расчетам проектировщиков, $480,9 млн. Дисконтированная окупаемость объектов проекта — от 1,5 до 8,5 лет.

 

Кира ОБУХОВА

если понравилась статья - поделитесь: