851
0
Синочкин Дмитрий Юрьевич

Перекройка жилья

Законодатели вконец запутались сами и запутали подопечное население: кому что можно делать в строительной сфере, а кому чего нельзя. Бардак в перераспределении полномочий между уровнями власти достиг критической отметки.

Дума приняла поправки в федеральное законодательство о местном самоуправлении и лишила сельские поселения права выдавать разрешения на строительство и принимать документы территориального планирования. 26 мая закон вступил в силу. 
Уже 2 июня думцы спохватились: вертикаль – дело хорошее, однако на этот год в местных бюджетах денег на новые функции не заложено, а кое-где и специалистов нет, надо искать. (Основное содержание законопроекта – про политику: как устраивать выборы, как нарезать округа и прочее; на «строительные» главы, наверное, и внимания-то не обратили.)
Надо было исправлять ситуацию; внесли новый законопроект: разделы, касающиеся передачи строительных полномочий, пока отменили – до 1 января 2015-го. «Поправки к поправкам» прошли три чтения, 11 июня этот закон приняла Дума, 18-го утвердил Совет Федерации, теперь (на момент подготовки материала) он лежит у президента, и когда дождется верховной подписи (а главное – с какого момента вступит в силу) – неизвестно. 
До сих пор сельские поселения (муниципалитеты первого уровня) сами могли утверждать генпланы и ПЗЗ, сами выдавали разрешения на строительство, капремонт, ввод объектов в эксплуатацию. 
Сейчас в ЛО 62 городских поселения и 141 – сельское. По данным на май 2014-го в области строится около 500 многоквартирных объектов, 225 разрешений на строительство выдано сельскими муниципалитетами (из них только 60 – малоэтажка). Например, в поселке Мурино разрешили строить 78 домов от 16 до 29 этажей и один малоэтажный комплекс. В деревне Кудрово возводятся 45 МКД, малоэтажки нет вовсе…
С 1 января потеряли право выдавать строительную документацию городские поселения, в которых нет генпланов и ПЗЗ. А это, например, Морозовское ГП, Кузьмоловское, Рахьинское и, на секундочку, город Всеволожск. О чем вышеупомянутым муниципалитетам на днях напомнила прокуратура.
Далее.
С 1 июля визировать строительство запрещается и сельским поселениям, если местные депутаты не приняли генплан и ПЗЗ. В отстающих - Бугровское СП, Колтушское, Лесколовское; всего, по данным Комитета по архитектуре и градостроительству ЛО, генпланы есть в 100 поселениях, ПЗЗ – в 180.
Правда, как сказать – «приняты»? Например, в поселке имени Тельмана депутаты утвердили генплан 5 июня, аккуратно угодив в паузу, когда этого делать было как раз нельзя. При этом в границы населенных пунктов (поселков Тельмана и Войскорово, деревень Ям-Ижора и Пионер) муниципалы собираются до 2030 года дополнительно включить почти 1300 га. И планируют в будущем разрешить жилую застройку примерно на 710 га. Еще 320 га предназначены под общественно-деловые объекты. Здесь также можно будет сооружать жилье без сложных согласований. По генплану население муниципалитета увеличится с 13 700 человек (данные на 1 января 2013 года) до 43 000. А площадь жилого фонда вырастет с 410 000 до 1,57 млн кв.м. Областные власти отнеслись к этой затее без восторга: чиновники подсчитали, что фактически на новых территориях можно будет построить до 8 млн кв.м жилья.
Региональные власти и администрация Тосненского района отказалась согласовать этот проект генплана и обратились в прокуратуру (с просьбой дать правовую оценку документа) и в Управление Росреестра (с просьбой не регистрировать изменение категории земель). 
По словам вице-губернатора Ленобласти Георгия Богачева, включение новых массивов в состав поселения обогатит землевладельцев, но создаст для бюджета области миллиардные обязательства по возведению инфраструктуры. 
Это, конечно, не единственная попытка в Ленобласти «прирезать землицы» и раздвинуть границы населенного пункта, но очень характерная. Чиновники с муниципалами будут судиться, строителям гарантирована нервотрепка. При этом некоторые девелоперы любят создать между собой и властью «буфер» из покупателей: назаключать предварительных договоров и потом объяснять вышестоящим товарищам: «Вам же скандалы с обманутыми дольщиками не нужны?». Ну, совсем, как сепаратисты, которые прикрываются мирным населением.
А на областном уровне подготовлен собственный региональный закон. В соответствии с этим документом градостроительные вопросы область и муниципалы будут решать совместно, а полномочия по выдаче разрешений на строительство и вводу построенного в эксплуатацию будут переданы в Комитет по госстройнадзору и экспертизе.
«Принятые генпланы и ПЗЗ, выданные разрешения на строительство, за редким исключением, пересматриваться не будут,- говорит Георгий Богачев.- То, что начали строить – построят. Ну, разве что чуть-чуть поменьше. Или не чуть-чуть…»
По данным на начало мая в области были выданы разрешения на возведение 5,18 млн кв.м жилья. Можно полагать, что мы еще увидим уйму разрешений от СП, датированных 23 мая (24-25-е – были выходными)…
Аттракцион на этом не заканчивается: Дума рассматривает еще несколько пакетов с поправками в закон о местном самоуправлении и законопроект от Ленобласти – с  коррективами в Градостроительный кодекс, на ту же тему. 

Кстати

У всей этой суеты есть одно политическое следствие: если ОМСУ и впрямь существенно урежут строительные полномочия – ярких лидеров на муниципальных выборах в сентябре будет существенно меньше. Именно право распоряжаться гектарами земли и сотнями тысяч «квадратов» и давало муниципальным чиновникам возможность говорить с региональными властями на равных.

comments powered by HyperComments

июль 2014