963
0
Синочкин Дмитрий Юрьевич

Наталья Федорова: «Такого наплыва в парусный спорт не было ни у кого и никогда»

Примерно год назад Смольный, Газпром и Яхт-клуб Санкт-Петербурга подписали трехстороннее соглашение о развитии парусного спорта. Мы тогда этому искренне радовались: приятно, когда (если) деньги монополиста идут на живое, полезное дело.
Но и проверить не мешает: много славных (в начале) дел заболтали и потопили в бюрократическом болоте. 
Одним из важных пунктов программы было развитие Академии парусного спорта
Об этом мы и беседуем с ее руководителем Натальей Федоровой.

- Как развивается детская парусная академия? Сколько ребят посещают, какие у них успехи?
- Мы даже не рассчитывали выйти на такие замечательные цифры. В начале прошлого года у нас начинали заниматься 36 человек. В этом году приняли более 200 новичков. Полагаю, после распада Союза на всем постсоветском пространстве такого наплыва в парусный спорт не было ни у кого и никогда. Всего в Академии занимаются около 370 человек – в детских группах, в национальных и олимпийских классах. И еще 160 нахимовцев проходят у нас практику – на шхуне «Надежда», на капитанских гичках*, на швертботах «Оптимист». В прошлом году их было 80.
- Откуда берется пополнение? Реклама, молва, общая мода?
- Мы просто обошли близлежащие школы. Даже не все школы Приморского района – те, что поближе. Родители просто не знали о такой возможности. Пришли к нам в клуб, потрогали все своими руками, поговорили с тренерами… И вот недавно, 25 мая, руководитель Газпрома Алексей Миллер посвящал ребят в юные яхтсмены. А потом начинает работать «сарафанное радио». Приводят друзей, знакомых…
Сейчас у нас работает летний лагерь. Кто-то проводит здесь время с 9.00 до 20.00, а некоторые и спят в корпусах неподалеку.
- С какого возраста можно начинать заниматься парусным спортом?
- С восьми, а если развитие позволяет, то даже и с семи лет. У нас есть семилетние яхтсмены - как правило, те, у кого старшие братья здесь же занимаются. 
- Лодок-то хватает на всех?
- Около 50 «Оптимистов» у нас есть, еще столько же заказали, ждем, когда привезут. 
Понимаете, впервые у нас в Академии не только набор, но и отбор. То есть заниматься могут все, а вот на соревнования поедут те, кто упорнее тренируется и показывает лучшие результаты. Начинаем выбирать самых талантливых, делить на спортивные и оздоровительные группы. Для здоровья можно два-три раза в неделю заниматься, но если на что-то претендовать – не меньше шести еженедельных тренировок.
- Какие соревнования намечены на лето? 
- Для тех, кто занимается первый год, пока никаких серьезных гонок, только внутриклубные. Те, кто ходит к нам больше года, будут участвовать в первенстве города, потом – в первенстве России, в классах «Оптимист», «Кадет», «Зум». Это будет в августе.
В конце июня «Оптимисты» поедут на международные соревнования.
У старшей группы – первенство Европы в классах Lazer и 470. Взрослые поедут на чемпионат мира в испанский Сантандер, за олимпийскими лицензиями.
- Помогают ли Газпром и городские власти?
- Газпром - существенно, город финансирует выезды в рамках сборной команды.
- Какие проблемы есть у Академии, кто и чем мог бы помочь?
- Вы знаете, это очень непривычно проговаривать, но каких-то серьезных проблем вроде как и нет. Есть текущие вопросы, с которыми мы вполне справляемся. Разве что места маловато, уже тесно становится.
- До сих пор распространено мнение, что яхтинг – спорт миллионеров. Удается ли преодолевать стереотипы? Какие затраты несут родители, что берет на себя яхт-клуб?
- Расходы приличные, они зависят от уровня спортсмена, от  выездов. Чем выше класс – тем дороже. Но родителям юных яхтсменов приходится тратиться только на одежду – специальные непромокаемые костюмы. Занятия в Академии бесплатные. У нас ведь занимаются ребята и из совсем небогатых семей, из многодетных, причем сразу по два-три человека. 
- Кто работает с ребятами, откуда приходят тренеры?
- По-разному. К нам пришли специалисты из Тольятти, из Украины приехали, есть наши выпускники Академии имени Лесгафта. Ветераны работают: Игорь Константинович Тараскин учил тех, чьи дети сейчас приходят к нам.
Вот здесь есть проблемы: для детских групп найти тренера – не проблема, а вот для спорта высших достижений – даже непонятно, где искать. Был период, когда парус оказался в загоне, вот и разошлись-разъехались лучшие специалисты. Кто-то тренирует яхтсменов в Греции, кто-то в Австралии, кто-то и вовсе в бизнес ушел, потерял тренерскую квалификацию.
Надо, наверное, действующих спортсменов высокого уровня понемногу готовить к тренерской карьере.
- Летом – понятно: каникулы, вода, солнце. Все это притягивает. А зимой, наверное, жизнь в яхт-клубе замирает?
- Ну, что вы. Зимой – практика в зале, занятия на тренажерах, занятия по тактике, изучение правил парусных соревнований, общефизическая подготовка. Кроме того, есть целый  цикл зимних соревнований: гонки на буерах, зимний виндсерфинг, сноукайтинг…
- Один из проектов совместной программы – воссоздание линейного корабля «Полтава». Как идут дела на верфи?    
- Работа кипит. Там сейчас огромный комплекс, целый мир: работают плотники, своя кузня, свой печатный двор. Ребята, конечно, интересуются, мы устраиваем им экскурсии. 

*Гичка – быстроходная парусно-гребная шлюпка.

comments powered by HyperComments

июль 2014