1505
0
Голубева Екатерина

Игры на свежем воздухе

Московская группа «Город Друг» провела обучающий семинар по проектированию детских площадок. 

Существующие в России площадки, по мнению экспертов из IPA (Международной Ассоциации игры), зачастую плохо приспособлены для детских нужд: детям старше трех лет там попросту скучно.
Что же такое игра и как дать детям возможность «свободно играть»? Вот два главных вопроса, над которыми три дня ломали голову слушатели семинара. Чтобы понять это, взрослым пришлось вспомнить детство, когда любили играть на пустырях, где можно было жечь костер, берегах прудов и речек, в тайком построенных убежищах в кустах и на чердаках. 
Долой горки и качели – да здравствуют шалаши, вода и возможность действовать! Дети в возрасте примерно с пяти до одиннадцати лет нуждаются в познавательной активности: сделать, выкопать, сколотить, сломать, повертеть. С другой стороны, они уже достаточно взрослые, чтобы нуждаться в «убежище», где они могли бы побыть без надзора взрослых. Кроме того, в детской игре обязательно должен оставаться элемент познания и риска. Кстати, если эти элементы присутствуют на площадке, там будет интересно и взрослым. И чем менее конкретно и обозначено пространство, тем больший простор для свободной игры остается ребенку. Тематическая площадка «в виде рыцарского замка» может оказаться скучнее, чем куча песка рядом с лужей, ибо последняя предполагает больше вариантов использования (в качестве замка в том числе).
Участники семинара могли сразу опробовать предложенные подходы: практическая часть занятий прошла на фестивале «АрхСтояние», где детская программа была построена с учетом новых знаний. В основе придуманных для детей пространств, с одной стороны, лежало активное действие – многочисленные проекты предполагали активное и свободное взаимодействие с материалом. Ребенок мог выступать как творец. Например, выложенные на поле огромные красные легкие мячи можно было толкать всем телом, руками, спиной, можно было играть ими вдвоем и компанией, можно лежать под шаром и чувствовать, как он прокатывается по телу, или пытаться поднять его ногами либо руками. Вторая важная составляющая - простая идея: простое действие и простое понимание. Например, просека в лесу, где стоит пара десятков полых металлических труб. Можно не спеша бродить по ней и просто постукивать, прислушиваясь к звучанию, а можно пробежать с палкой и получить сумасшедшую веселую мелодию. И наконец - новые телесные ощущения, в том числе рискованные. Ощущение невесомости или тяжести, напряжения в мышцах, податливая поверхность, удивление от возможностей собственного тела. Особенным успехом пользовалась кровать из сена: сделав первый шаг с твердой деревяшки в сено, нога немедленно проваливается, но тут же находит опору. Можно прыгать со спинки кровати в сено, закапываться в него и строить ходы и домики. 
Пожалуй, такие идеи не годятся для городских территорий, но вот использовать их за городом будет вполне уместно.

если понравилась статья - поделитесь:

июль 2014