2162
0
Гришин Игорь

Сеня Веревкин: "Работать с землей должны садовники"

Давно хотелось встретиться с дизайнером Сеней Веревкиным и поговорить о ландшафтном дизайне. Есть ли он вообще в наших пригородах, кроме небольших фрагментов, которые остались вместе с царскими резиденциями?  И тут выяснилось, что в ходе  III St. Petersburg Design Week он (вместе с художником Ириной Винник и компанией Mosaico Digitale) будет представлять проект «Каллиграфия». Конечно, нашлись и время и возможность.

О черешне и псевдонимах

- Я всегда много рукодельничал: чеканка по металлу, резьба по дереву. Пытались как-то с соседом собрать в огороде карт, родители нас чуть не убили: все дефицитные трубы (20 метров будущего водопровода) ушли туда.  А любовь к земле, природе  пришла, наверное, от бабушки. Она работала селекционером в опытном совхозе, который выращивал, скрещивал различные фруктовые деревья. «Полез на вишню за укропом и тыквой убило» - шутка из моего школьного сочинения «Как я провел лето». Получил тройку с минусом. Учительница не поверила, что бывает 15 видов черешни: «Слишком много неправды. Черешня бывает зеленая и красная». Социалистический тупизм присутствовал. Отсюда и псевдоним: когда тебе не верят, необходимо находить другие пути, создавать новую личность. К 16 годам я стал Сеней Веревкиным. Любил и люблю шутки. В институте после армии писал всякие гадкие стишки, рисовал карикатуры и подписывался псевдонимом. Я не хотел по окончании  учебы строить фермы и свинарники. В Екатерининском парке случайно встретил человека, который определил мою судьбу. Я стал учеником реставратора. Мой учитель Анатолий Михайлович Воронов – величайший человек. Во время войны, чтобы не утратить мастерство, они в подвалах делали копии скульптур. Мне поставили на место не только руку, но и голову, привили понимание, передали по наследству восприятие пространства. Строишь композицию из двух предметов, а третий есть всегда – воздух, свет. Надо уметь взлетать. Особенно это касается интерьеров.

Когда я занялся ландшафтным дизайном, было удивительно, что мои работы приняли как профессиональные. Забавно читать лекции людям, которые занимаются этим, скажем 15 лет, и тебя слушают.

 

Стилистика природы и природа стилистки

Необходимо понимать, что нельзя работать во всех стилях. Я, например, наложил бы запрет на попытки устройства японских садов русскими дизайнерами. Сад камней – это философия, национальное мировосприятие. Или модерн… Можно попробовать создать композицию в этом стиле, но кто у нас сейчас сможет отличить настоящий модерн от стилизации? К сожалению, не осталось даже учеников тех людей, которые его создавали. Провал в 70 лет. Поэтому надо просто смотреть на природу. Она диктует. Это самый лучший учитель. Сумеете услышать то, что она вам скажет, – творите. Ветер подул вправо - ветка изогнулась, есть линия. Не надо ничего копировать, надо просто смотреть.

Я люблю работать с природными материалами, хотя сегодня никуда не деться от пластика. Пластиковый мир и пластиковое общение – фрилансеры вместо свободных художников. Вообще, работать с землей должны (хорошее русское слово) Садовники, а не архитекторы по ландшафту с маникюром, которые дают ценные указания, водя пальчиком. Необходимо извазюкаться самому. Я иногда приходил домой и падал, потому что двигал камни, выкладывал дорожки. Нельзя разбивать дизайн, архитектуру на части: экстерьер, интерьер, предметы. Например, создавая интерьер – создаешь симбиоз вещей, стилей. Мне это слово нравится больше, нежели эклектика.

Основное правило – золотое сечение, хотя форму, цвет не учитывать нельзя. Вообще те же самые приемы можно и нужно использовать даже в приготовлении салата. Есть замечательное слово – композиция. Гармония действует везде. В музыке, живописи, архитектуре, строительстве. Создавая предмет, проект, я стараюсь придать ему не только функцию, форму, но и сущность. Хотя, например, городской и загородный ландшафтный дизайн различаются прежде всего функцией. Последняя моя экспозиция на выставке в Михайловском саду «Игра в монархов» (см. материал на стр.00 - Пр.) сделана специально для города. Скамейки, плитка, вазоны - все исключительно антивандальное. «Предметы из-за забора»  в городе долго не проживут. Часто на проект влияют детали, архитектура малых форм. К примеру, ландшафтный проект сам по себе хорош, но дом не вписан в него, нет связи, слияния, симбиоза. Поработав с окружением дома, я уже ничего не боюсь, у меня есть дети (смеется). Могу работать с интерьерами, архитектурой. Я уважаю молодых и талантливых, но у них нет опыта, необходимой информации, нарабатываемой годами. Нужно видеть, слышать, переваривать, чтобы наработать свое видение, а уже потом применять. Многие глупые идеи живут. Например, одно время были в моде вывернутые наизнанку рубашки, пиджаки, майки. Я спросил у американцев: «Откуда это пошло, почему?» Получил ответ: «Стирать некогда».

Я вредина, всегда делаю вопреки. Что-то увидел и говорю: «Так я делать не буду». Мы столько раз качались из стороны в сторону - то Запад, то традиции. Сейчас появилась возможность высказать свое мнение, бунты, ломка прошли. Говори, делай, но для кого? У нас нет конечного потребителя, нет достойной оценки проектов. Мы не дорогие, мы адекватные. 

если понравилась статья - поделитесь: