1541
0
Денисов Роман

По ту сторону экрана

Близость загородного поселка к автотрассе имеет не только плюсы, но и минусы. Один из очевидных недостатков — повышенный шум. Чтобы оградить от него будущих новоселов, некоторые застройщики раскошеливаются на установку специальных акустических экранов. Спрос на эти конструкции растет примерно на 15% в год, а производители связывают особые надежды с освоением пригородов.

Еще несколько лет назад коммерческие заказы составляли мизерную долю от общего потребления шумозащитных экранов. Госзаказ и сегодня обеспечивает основной спрос, но влияние корпоративного сектора стало ощутимым. «Прежде всего, вопрос защиты от шума актуален для компаний, которые возводят крупные жилые комплексы вблизи Петербурга, неподалеку от оживленных магистралей, — говорит Светлана Невелева, советник руководителя ГК “Стинком”. — Для тех, кто позиционирует свои поселки как места для отдыха (например нашей компании), близость к дороге в принципе неприемлема — хоть ставь защиту, хоть нет. Бывают случаи, когда дорогу прокладывают около поселка уже после того, как проект завершен. Тогда действительно все средства хороши, чтобы оградить жильцов от автомобильного потока».

Громкое дело

Есть немало разновидностей защитных экранов. Они отличаются конструктивными особенностями и комплектующими материалами.

Наиболее востребованы так называемые классические экраны, состоящие из двух металлических листов (один из которых специальным образом перфорирован) и прослойки из звукоизоляционного материала, например минеральной ваты. Заказчик может выбрать глухой или комбинированный экран со вставкой из светопрозрачного пластика. В числе крупных производителей — ОАО «Завод акустических конструкций», «Трансбарьер», компания Ruukki. У каждой системы могут быть свои особенности. Некоторые фирмы наладили выпуск экранов в дополнение к основному бизнесу, который, как правило, связан с производством различных стеновых материалов. Так, компания «Армакс», которая специализируется на клееных сэндвич-панелях для промышленного и торгового строительства (например, из них возводят типовые гипермаркеты «Лента», «О'Кей»), приспособилась собирать на том же конвейере легкие акустические экраны.

Некоторые производители предлагают делать шумозащитную конструкцию в монолите, обещая, что она прослужит дольше металлических экранов. Интерес к этим технологиям проявляет, например, компания «БиГ-Durisol», которая производит щепоцементную несъемную опалубку в виде блоков (преимущественно для жилищного домостроения). В ее ассортименте есть специальные шумозащитные блоки для устройства экранов. Фронтальная стенка у них толще, чем у обычных стеновых изделий, и имеет волнообразную ребристую форму. Внутри остается полость для заливки бетона (шириной 13 см).

Производство экранов освоила также компания «РОССТРО-Velox», которая выпускает щепоцементную опалубку в виде панелей. 

Конкуренция разворачивается не только между питерскими фирмами. Наш рынок интересен также производителям из других регионов и зарубежным поставщикам.

«Емкость петербургского рынка мы оцениваем примерно в 30 000 кв.м шумозащитных экранов в год, — говорит Наталья Рощина, начальник отдела продаж и маркетинга ОАО “Завод акустических конструкций”. — Спрос стабильно растет на 10–15% в год. Экраны наиболее востребованы в строительстве автомобильных и железных дорог, где спрос формируется главным образом за счет госзаказа. Сейчас их наиболее активно устанавливают на юге города, где обустраивают территории, прилегающие к Московскому и Пулковскому шоссе.

Источники финансирования — федеральные средства или деньги местного бюджета». Например, в прошлом году город финансировал установку защитных экранов в районе поселка Шушары. Большие объемы поставок идут на строительство Западного скоростного диаметра.

«За последние годы заметно возросла доля частных покупателей, — развивает тему Наталья Рощина. — Мы все чаще работаем с девелоперами, которые хотят оградить от шума жильцов многоквартирных комплексов или обитателей коттеджных поселков. Еще три года назад таких заказов было совсем немного, а теперь их доля составляет примерно 5% в общей структуре сбыта. Среди застройщиков, которые озаботились защитой от шума, можно выделить компании “ЛенСпец-СМУ”, “Строительный трест”». Последний устанавливал аку-стические конструкции возле своего коттеджного поселка в районе Кузьмолово.

Некоторые производители говорят о растущем интересе частников, которые ставят шумозащитные экраны вместо обычных заборов.

«Некоторые наши покупатели, которые построили дома по технологии Velox, оценили звукоизоляционные свойства конструкции и пожелали сделать из тех же панелей наружное ограждение, — рассказывает Александр Макаров, президент ФПГ “РОССТРО”. — А в Вырице по нашей технологии огорожен целый коттеджный поселок».

Плата за тишину

Достичь необходимого уровня шумовой защиты можно, используя любую из представленных технологий. Вопрос только в толщине конструкции, ее весе, внешнем виде, цене и технологических нюансах. Некоторые типы экранов поглощают шум, другие отражают его (например, светопрозрачный пластик способен только отражать звук, а многослойная конструкция — поглощать). Перед началом проектирования акустики замеряют шумы, определяют расстояние между объектом и источником шума. В зависимости от этого рассчитывают высоту, протяженность и конфигурацию конструкции. Высота редко превышает четыре метра, хотя иногда бывают востребованы и 5–8-метровые экраны.

Популярные металлические экраны в среднем стоят 6000–7000 рублей/кв.м. Экран со светопрозрачной вставкой обходится дороже, но разница невелика. Получается, что шумоизоляция 100-метрового участка (при высоте ограждения 3–4 метра) обойдется в 1,8–2,8 млн рублей без учета установки. За последний год цены на экраны особенно не менялись.

Стоимость монолитных конструкций варьируется примерно в том же ценовом диапазоне, что и металлических. «Наши цены — средние по рынку, но в конечном счете прайс зависит от сложности проекта», — подтверждает Александр Макаров.

«Если исходить из того, что стоимость металлических экранов на рынке может варьироваться от 5000 до 10 000 рублей/кв.м, то технология Durisol, скорее, относится к нижнему ценовому сегменту, — говорит Геннадий Поварешкин, директор направления шумозащиты компании “БиГ-Durisol”. — Наши блоки одновременно поглощают и отражают звук, что увеличивает их эффективность». Монолитная конструкция, разумеется, тяжелее металлической, зато ее отличают долговечность (более 40 лет службы), прочность, устойчивость к вандализму. Такие экраны тоже можно делать со свето-прозрачной вставкой. «Мы видим большие перспективы для применения шумозащитных блоков Durisol, — продолжает Геннадий Поварешкин. — Единственное ограничение связано с тем, что из-за большого веса их лучше не устанавливать на мостах и эстакадах. В остальном они дадут фору многим традиционным конструкциям».

Некоторые эксперты говорят, что разные технологии можно эффективно сочетать в рамках одного проекта, например, нижнюю часть ограждения делать в монолите (для надежности), а верхнюю монтировать из традиционных металлических панелей.

Производители экранов ожидают, что в обозримом будущем спрос продолжит расти примерно на 15% в год, а доля коммерческих заказов увеличится еще как минимум на несколько процентов.

Кочка зрения

Наталья Рощина, начальник отдела продаж и маркетинга ОАО «Завод акустических конструкций»:

– Участники строительного рынка начинают понимать, что инвестиции в защиту от шума — это оправданные вложения, которые позволяют обеспечить комфортное проживание новоселов. Эта тема актуальна и для девелоперов, которые возводят небольшие коттеджные поселки рядом с автодорогами. Помимо того, что экраны защищают от шума, они позволяют визуально оградить жилую зону от проезжей части. Покупатели могут заказать тот или иной вариант экранов, исходя из архитектурных предпочтений и требований по акустической защите.

если понравилась статья - поделитесь:

июль 2012

Спорт: адреналин