1656
0
Дмитрий Синочкин

«Внутренний свет» Фрэнка Ллойда Райта

Архитектурные проекты Фрэнка Ллойда Райта казались провокационными. Над ними смеялись, их не принимали. Однако Райт стал одним из самых знаменитых архитекторов в мире. Его называют основоположником «органического стиля» в архитектуре.

Он начинал проектировать здания на рубеже веков, когда американская архитектура представляла собой дикое смешение моды и стилей. Творцы сложившегося эклектичного образа, который всерьез называли архитектурой, отказывались принимать во внимание постоянно совершенствующиеся конструктивные и строительные технологии. Консерватизм, сумбурность и вновь консерватизм. Представления американского общества об уютном, современном и красивом доме, казалось, невозможно было изменить. Требовался кто-то, кто мог спроектировать нечто совершенно новое визуально и при этом технологически современное.

Развитию творчества Райта — как говорят сейчас, раскрутке — сложившаяся ситуация послужила как нельзя лучше. Его мировоззрение было сформировано, с одной стороны, поэзией, философией и музыкой, а с другой — продолжавшейся индустриализацией. В результате любой проект Фрэнка Ллойда Райта сочетал в себе, казалось бы, несовместимые вещи: инновационные промышленные методы, человечность и глубокую любовь к природе.

Около 1900 года Фрэнк Ллойд Райт впервые разработал (и 11 лет совершенствовал) проект дома, тип которого теперь называют «дом прерий». Сам Райт это понятие  не использовал, он создавал здание, которое, по его мнению, наиболее подходило для прерий Среднего Запада, окружавших Чикаго.

Архитектор чувствовал, что у прерий есть собственная, особая красота. Его дом должен был ее подчеркивать. Поэтому «дома прерий» характеризуют пологие крыши, приземистость, спокойные силуэты, ленточное остекление, низко привязанные террасы и выступающие стены со спрятанными за ними маленькими садиками. Но за скромным фасадом рождался новый язык архитектуры. Он выражался в применении свободной внутренней планировки помещений, а также в органичном сочетании ландшафта и облика здания.

Впоследствии сложившийся стиль получил название органической архитектуры. Райт был абсолютно уверен в том, что самочувствие любого человека, как душевное, так и физическое, улучшается в той мере, в какой он объединяется с природой.

В итоге каждое здание Райта несет в себе главную идею: уважение к земле и призыв к человеку почувствовать красоту окружающей его природы. Сам архитектор  любил слово «человечность». Человек у Райта всегда находился в центре внимания независимо от размеров и социального назначения проектируемого здания. Отсюда важность, придаваемая внутренним помещениям.

Стремясь «освободить» архитектуру и создать более тесную связь строения с ландшафтом, Райт поставил своей целью «разрушить ящик» здания. Он сделал углы дома самостоятельными элементами и отодвинул их за наружные стены. Стены перестали быть несущими конструкциями, выполняя лишь роль перегородок-«ширм». Жесткое разделение внутреннего и внешнего пространства исчезло.

В использовании строительных материалов вопреки сложившейся традиции Райт тяготел к сочетанию дерева и цемента, кирпича и штукатурки. Он не стремился, следуя моде, маскировать натуральный материал, а наоборот, использовал внешние свойства дерева, камня, кирпича для создания требуемого эффекта или доминантной точки в доме. Так выстроены известные дома Уиллитса и Брэдли, Мартина и Роби. Не пренебрегал архитектор и новейшими материалами — и вновь вопреки общепринятым мнениям. Его известные проекты «Дом у водопада», «Башня Х. С. Прайса», музей Соломона Р. Гуггенхайма созданы с применением железобетонных конструкций. Иначе быть не могло: процесс индустриализации ускорялся, и становилось очевидным, что машины вскоре вытеснят с рынка дорогой ручной труд. Райт, опережая время, увлекся технологиями, мечтал о сборных конструкциях для строительства домов.

Он проповедовал комплексный подход к строительству. Внутреннее пространство домов Райта диктовало их внешнюю форму. И интерьеру архитектор уделял особое внимание с тех пор, как однажды с ужасом увидел, что в спроектированный им дом рачительные хозяева перетащили всю свою старую мебель. Райт начал сам проектировать предметы мебели, рисунок витражей на окнах и старался, чтобы каждый элемент подчеркивал создаваемый им образ.

Свой собственный дом «Тейлизин» и мастерские к нему архитектор начал строить в 1911 году, также в стиле «дома прерий».

Он действительно верил в то, что делал. В 1957-м, за два года до смерти, Райт издал книгу A Testament, в которой написал: «Этот элемент — человек как свет — находится по ту сторону любого расчета… Солнечный свет имеет взаимоотношение с природой точно такое же, как внутренний свет — с духом человека… Неустанное сияние этого света, который озаряет человеческую жизнь и творчество, есть истинное счастье человека».

Здания Райта повлияли на мировую архитектуру. Не менее важно, что ему, возможно, удалось зажечь во многих людях тот «внутренний свет», который помогал ему работать на протяжении почти 60 лет.

Мария Литвинова

к сведению

Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959)

В 1885 году поступил на инженерный факультет Висконсинского университета. В 1887-м переехал в Чикаго. Там устроился сначала в бюро Джозефа Лимана Силсби, а затем в архитектурное бюро Адлера и Салливана. В 1890 году Райт выполнил все проекты жилых домов в бюро Адлера и Салливана. В 1892-м ушел из компании после большого скандала и годом позже основал собственную фирму в Чикаго.

1894-й — первая выставка работ Райта.

1896-й — издание книги «Песнь труда».

1911-й — начало строительства своего дома и мастерских, впоследствии получивших название «Тейлизин».

1922-й — открытие бюро в Лос-Анджелесе.

1923-й — землетрясение разрушило Токио. Отель «Империал» — детище Райта — остался невредимым.

1932-й — работы Райта приняли в экспозицию «Интернациональный стиль» в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

1934-й — Райт начал вместе с учениками строить масштабную модель «Города широкого простора» (представлена на выставке промышленного дизайна в Нью-Йорке в 1935 году). Вышел первый номер журнала Taliesin.

1956-й — мэр Чикаго объявил 17 октября Днем Фрэнка Ллойда Райта.

1958-й — публикация книги «Живой город».

9 апреля 1957 года Райт скончался.
За свою жизнь он спроектировал и построил более 360 домов.

к сведению

Органическая архитектура — направление в архитектуре, впервые сформулированное Л. Салливаном (учителем Фрэнка Ллойда Райта) в 1890-х годах и развитое в теоретических работах и творчестве Райта. Ее задача — создание построек, форма которых следует их конкретному назначению и условиям ландшафта подобно строению естественных организмов. Особенность заключалась в непрерывности архитектурного пространства, когда окружение здания становится естественным продолжением его интерьера.


 

 

если понравилась статья - поделитесь:

июль 2010