1346
0
Пронин Александр

Вагончик тронулся

Россия: общий вагон. Наталья Ключарева. — СПб.:
Лимбус Пресс, 2008.

Наталья Ключарева литературными премиями пока не отмечена. Впрочем, не удивлюсь, если среди финалистов следующего «Нацбеста» будет значиться ее имя. Не потому, что Ключареву уже приметили организаторы, а по причине несомненных достоинств ее «путевой» прозы.

Идея пути читается не только в названии. Она соединяет множество историй, рассказанных в небольшой по объему книге. Главное путешествие совершает провинциальный юноша Никита, студент-историк. Он, как водится, ищет себя, потому что половина души его сбежала вместе с возлюбленной Ясей, которая бросила его и слиняла в Швейцарию. Там она, разумеется, стала содержанкой богатеньких скучных швейцарцев и даже порнозвездой. Яся предала Никиту и Россию, в которую Никита упрямо верит, и теперь наш герой мечется по межобластным поездам в поисках успокоения. Само собой, он попадает в Питер, где знакомится с преподом-анархистом Рощиным, сеющим на каком-то филфаке смуту в молодых пытливых умах. Рощин вгоняет, к примеру, студента Мишу в депрессию простой рекомендацией читать сумрачного Камю, а потом сам же лечит касатика с помощью препохабного Генри Миллера. Но, не давая читателю как следует разобраться с этой историей, автор гонит его вслед за героем дальше.

А дальше — больше. Там пессимист Юнкер, седая девушка Аля, квалифицированно философствующий бомж, какие-то столичные хаты с «пидорами», борющиеся с туберкулезом учителя географии, работящий отец Андрей, деревня Горки и, наконец, прям-таки некрасовский поход питерских пенсионеров за правдой в Москву. Густо, правдиво и жизненно, но, как в общем вагоне, — мимолетно. Кажется, одной истории продавца шерстяных носков Тони хватило бы на роман — про поселки-призраки у нас еще не писали.

Но в том-то и дело, что Ключарева пишет вовсе не роман, а поэму — какими были «Мертвые души» и «Москва — Петушки». Может, не столь глубокую, зато свою.

Александр Пронин


 

если понравилась статья - поделитесь:

июль 2008