1410
0
Дмитрий Синочкин

Страхование: форс в мажоре

С 1 июня вступил в силу обновленный закон «Об основах туристической деятельности в РФ». Главное новшество состоит в том, что туроператоров обязали оформить финансовые гарантии для туристов на случай форс-мажора в поездках. Они и оформили. Теперь все: и туристы, и турфирмы, и сами гаранты — с интересом ждут первых результатов.

ФОРС-МАЖОР — это не болезни, не травмы и, не дай бог, не гибель туриста. Имеются в виду случаи, когда турфирма не выполняет перед клиентом своих обязательств. Допустим, условия проживания и другие элементы тура (питание, экскурсии, транспорт и пр.) не соответствуют перечню и не того качества, которое обещал туроператор. В этом случае турист сможет взыскать и получить (теперь уже на законном основании) компенсацию.

От туроператоров ежегодно будут требовать наличие банковской гарантии или договора страхования гражданской ответственности. Размер гарантийного покрытия для фирм, работающих на международном рынке, пока составляет 5 млн рублей в год, а с 1 июня 2008 года эта цифра увеличится до 10 млн. Для фирм, занимающихся внутренним туризмом, обязательный размер гарантии — 500 000 рублей. Только после оформления гарантии оператор может быть внесен в Единый федеральный реестр турфирм и получить доступ на рынок.

ТУРОПЕРАТОРЫ СПОКОЙНЫ

Кулуарные разговоры показывают, что из-за нововведений пока никто не волнуется. Сотрудник одной из турфирм сказал, что ни для туроператоров, ни для туристов ситуация, скорее всего, никак не изменится: «Доказать, что отдых был плохим, практически невозможно, а значит, штрафные выплаты не увеличатся».

Правда, представитель другой турфирмы предположил, что новый закон поспособствует развитию «туристского потребительского рэкета» и тем самым добавит нервозности в работу гидов. «Теперь каждый турист станет пугать гида жалобой на несвежий гамбургер, сломанный кондиционер или опоздавший автобус. Но доказать, что турфирма не исполнила договор, ему все равно будет чрезвычайно сложно», — предположил он.

КОМУ ЖАЛОВАТЬСЯ ?

По данным информационного портала Агентства страховых новостей (АСН), на сегодня подавляющее большинство турфирм оформило гарантии своей ответственности именно в страховых компаниях. Выбор объясняется тем, что банковская гарантия стоит в среднем вдвое больше, чем страховка (3–5% против 1,3–2,5%). Поэтому о механизме выплаты гарантий мы предпочли разговаривать со страховщиками.

Напомним, что пару месяцев назад, когда правила нового вида страхования («ОСГО туроператоров») только разрабатывались, руководитель Северо-Западного представительства ВСС (Всероссийского союза страховщиков) Петр Щербаков заявлял: «Неясно, какие исполнительные органы будут принимать решение о том, должен ли страховщик платить тому или иному туристу, и если должен, то сколько. По суду это делается уже сейчас, и страховые компании для этого не нужны. Я с огорчением констатирую, что закон не достигает главной своей цели — защитить права туристов на получение качественного сервиса. Право на последующее удовлетворение финансовых претензий — да, защищает, но все равно пока придется действовать через суд. Только к хождениям по судам теперь добавится новый “круг ада” — поход к финансовому гаранту, то есть банку или страховщику».

ДОБРОВОЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ

Сейчас, говоря о новых правилах работы, все страховщики отмечают, что на конец июня ни одной выплаты они еще не произвели и ни одного обращения от недовольных туристов не получали. При этом все страховщики убеждены, что теперь туристам лучше обращаться с жалобами к ним, а в суд не торопиться.

Так, Гаяне Календжян, директор центра страхования граждан, выезжающих за рубеж, СК «Русский мир» убеждена: «Вопросы, связанные с возмещением ущерба, далеко не всегда будут рассматриваться в суде. Если турфирма заинтересована в том, чтобы сохранить свою репутацию, она будет решать эти вопросы самостоятельно или в партнерстве со своей страховой компанией. Если страховщик признает случай страховым, компенсацию выплатят без решения суда — туристу будет достаточно предъявить документы, подтверждающие, что он понес убытки вследствие ненадлежащего исполнения или неисполнения туроператором своих обязанностей по договору». Осталось только выяснить, кто должен предоставлять туристу такие документы и в какой форме.
Вячеслав Шубырев, заместитель генерального директора Страховой группы «Регион», видит процедуру выплат более сложной. Во-первых, он не исключает, что обращаться в суды все-таки придется. А во-вторых, предполагает, что и без суда процесс согласований между страховой и туристической компаниями станет непростым: «Выплаты будут производиться либо по решению суда, либо по факту признания турфирмой своей вины. Расчеты будут делаться на основании документов, которые подтвердят убыток или вред, нанесенный туристу».

Здесь возникает следующее опасение: согласится ли турфирма добровольно признать свою вину? Ведь после этого страховой тариф для нее на следующий год наверняка повысят. Скажем, с 1–1,3 до 2%, а то и больше. А 1% от 10 млн рублей — сумма для турфирмы ощутимая.

ВИНА ДОКАЗАНА. ЧТО ДАЛЬШЕ ?

Но пусть так или иначе — в судебном порядке или досудебном — вина турфирмы доказана. Долго ли придется ждать выплаты? Злата Устинова, начальник отдела страхования технических рисков и ответственности Северо-Западного филиала Страховой группы «УралСиб» объясняет: «По условиям договора страховщик обязан удовлетворить требование о выплате страхового возмещения не позднее 30 календарных дней со дня получения письменного требования (заявления) с приложением всех необходимых документов. Из этого следует, что турист не сможет получить компенсацию, находясь за рубежом».

Последнюю фразу следует понимать так, что новый вид страхования не сможет помочь в ситуациях, когда, например, самолет не подадут в день вылета. Турфирмы и туристы будут вынуждены решать проблему, как и прежде, самостоятельно. Ни одна страховая компания не переведет сразу денег авиаперевозчику, не оплатит аренду автобуса и не выдаст туристам наличные на текущие расходы. То есть оставаться в день вылета с последними $20 в кармане туристам все равно не рекомендуется.
Ну и, пожалуй, последнее. «Сумма страхового возмещения будет определяться размером причиненного ущерба, но не может превышать установленной договором страховой суммы, — напоминает г-жа Устинова. — Страховая компания компенсирует только прямые издержки и не компенсирует моральный вред. Однако в судебном порядке турист сможет истребовать с туроператора и эту компенсацию».

Кочка зрения:

Елена ЕЗЕРСКАЯ, начальник отдела личного страхования Северо-западной страховой компании:

- В связи с появлением нового вида страхования я рекомендовала бы туристам ни в коем случае не забывать о классическом страховании путешественников. В нем в 2007 году тоже происходят очень важные обновления. Ведь по стандартному туристическому полису отдыхающий всегда получит медицинскую помощь, но не получит материальной компенсации за отпуск, испорченный в результате какого-нибудь форс-мажора.

В данный момент мы работаем над созданием комплексной программы, включающей в себя весь перечень рисков, которым может быть подвергнут турист за границей. В ней будут предусмотрены и оказание медицинской помощи клиенту в результате несчастного случая или болезни, и оплата расходов на диагностику, необходимые лекарства и пр., а также — и защита от рисков потери багажа, транспортного средства, на котором клиент выехал за границу; оказание юридической помощи.

Алексей КРЫЛОВ

если понравилась статья - поделитесь: