208
0
Синочкин Дмитрий Юрьевич

Виват, «Полтава»!

Праздник удался: в День города в Лахте, на территории яхт-клуба «Геркулес», спустили на воду 54-пушечный линейный корабль «Полтава».

Праздновали, что называется, по полной программе: более 4000 гостей, духовой оркестр, подразделения семеновцев и преображенцев, колонны кадетов
и юных яхтсменов…
Мол, ограждающий акваторию яхт-клуба, был густо обсажен любопытствующими петербуржцами, десятки яхт и катеров дрейфовали поблизости. Время от времени в густо-синее (такая редкость для Петербурга!) небо взмывали трогательные белые шарики.
Картинка удалась; телевизионщики были в восторге.
Официальная часть тоже была представлена более чем солидно: на легкую трибуну поднялись губернатор Георгий Полтавченко, главком ВМФ России Владимир Королев, глава ПАО «Газпром» Алексей Миллер, митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий, полпред президента в СЗФО Александр Беглов… И — на правах хозяина — командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров.
Речи были краткими и не слишком занудными. Главком говорил об исторических победах («Полтава» в морских сражениях не участвовала, но это детали.) Губернатор — о том, какое это счастье — родиться в Петербурге. Его святейшество Варсонофий упомянул о роли флота в укреплении православия. (Петр Алексеевич велел переливать церковные колокола на пушки и упразднил независимость церкви, а уж как его честили тогдашние иерархи — лучше и не вспоминать.)
Шампанское о форштевень разбила крестная мама корабля — чемпионка России
и мира по кайт-серфингу Елена Калинина.
Процедура спуска завораживала. Словно снимали рапидом: плавно, почти незаметно для глаз могучий кран Mammoet («Мамонт») поднял на талях 600-тонный корпус и бережно опустил его на воду
у причала. Это пока не совсем корабль: предстоит загрузить балласт, установить мачты, бушприт и носовую фигуру, поставить парусное вооружение, отделать каюты. На это понадобится еще год. Но как экскурсионный объект и как ключевой элемент будущего Морского музея в Лахте «Полтава» будет функционировать с середины июня.

К сведению

Линейный корабль «Полтава» был заложен на Адмиралтейской верфи в 1709 году, проект разрабатывали Петр I и мастер Федосей Скляев. Длина корпуса — около 40 метров. (Яхта Абрамовича — 160.) Линкор спустили на воду в 1712-м. «Полтава» участвовала в нескольких походах и рейдах. В 1721 году корабль попал в сильный шторм и получил серьезные повреждения; после ремонта в открытое море более не выходил; после 1732 года был разобран «за ветхостью».
Пусть и без громких боевых заслуг, но «Полтава» была первым «регулярным» кораблем российского военного флота.
В 2013 году Газпром и Яхт-клуб Санкт-Петербурга заключили соглашение о воссоздании «Полтавы» — из тех же (насколько возможно) материалов, по старым технологиям, по сохранившимся чертежам и рисункам. Самое трудное было — найти мастеров…

 

Многие страны и группы частных лиц строят корабли-реплики: «Индевор», «Энтерпрайз», «Дейфкен»… И это не просто копии (чаще всего — для кино), они совершают длительные переходы. Музейных судов, стоящих на приколе и принимающих экскурсантов, намного больше. «Полтава» — после дооснащения — сможет выходить в море. Если удастся найти 300 человек экипажа (умеющих обращаться с парусами) и решить проблему входа-выхода из залива. Это, наверное, не так уж
важно для музейной функции. Но почему-то важно для гордого имиджа морской столицы.

comments powered by HyperComments