1843
0
Дмитрий Синочкин

Всплытие покажет

За первый квартал в коттеджных поселках региона застройщики продали 1100 объектов. Это чуть хуже уровня прошлого года (за 2016-й реализовали 4500 домов, участков и секций).  Рынок добрался до дна? Или мы фиксируем только начало спада, и дальше все будет еще хуже? Или вот-вот начнется подъем — но с чего бы? Какой у вас прогноз на этот год по продажам в коттеджных поселках?

Сергей Кравцов, 
генеральный директор 
ООО «Элемент-Бетон»:
– Считаю, что вопрос не в наличии спада или повышения спроса на загородном рынке. Вопрос в том, что рынок загородных домов еще полноценно не сформирован, он только складывается. Как ни парадоксально, на сегодня ни у 80% девелоперов, которые реализуют загородные проекты, ни у 80% покупателей нет четкого понимания загородного образа жизни. По сути, спрос, который мы наблюдаем, — это лишь одна десятая потенциала. К тому же этот рынок социально не адаптирован, что вызывает у покупателей «социальные страхи»: как справиться с отсутствием инфраструктуры, дорог и пр.
Лишь малую долю предложения на рынке составляют исключения, которые подтверждают этот аргумент. Там, где есть профессиональный девелопмент и служба заказчика, где у застройщика достаточно собственных средств на реализацию проекта, там мы наблюдаем успешно построенные и проданные загородные дома.
 
Алексей Баринов, 
коммерческий директор 
ГК «ФАКТ»: 
– По нашей компании мы фиксируем рост продаж. Он вызван прежде всего ростом самой компании, как экстенсивным (больше стало поселков), так и эффективным: более выверенный маркетинг и качественные продажи. 
Субъективно мы замечаем, что уже два года сокращается число качественных поселков. Соответственно идет вымывание востребованного предложения в категории «комфорт» (участки с коммуникациями за 1–2 млн рублей). Качественным предложением мы считаем поселки в 30-километровой зоне от СПб, 
с хорошим природным окружением, но не только. 
Самое важное: готовые документы; готовая инфраструктура (сети, дороги, благоустройство); поселок должен быть «живым», заселенным, или, по крайней мере, соседствовать с такими.
Именно на такие поселки приходится основной спрос в нашей компании, и по ним мы наблюдаем уверенный рост продаж. Наш прогноз: будет продолжаться перераспределение спроса в сторону качественного предложения и оздоровление рынка за счет естественного ухода непрофессиональных застройщиков.  

 

Павел Соколов, 

генеральный директор 

АН «Загородный стиль»: 

– Спад продаж на рынке загородной недвижимости наблюдается уже не первый квартал. Продажи во многих поселках фактически заморожены. В первую очередь это относится к неудачным, непродуманным проектам.
Клиенты более осознанно подходят к поиску и выбору участка или дома. Их интересует все: местоположение, транспортная доступность, инженерные коммуникации, качество и стоимость обслуживания, степень «заселенности» поселка. Они изучают отзывы, общаются с жителями и готовы отказаться от покупки в случае малейших сомнений.
А в качественных проектах мы наблюдаем обратную тенденцию: работает «сарафанное радио». Покупатели, довольные загородной жизнью в коттеджном поселке, активно рекомендуют его друзьям и знакомым. И доля таких сделок «по рекомендации», особенно в небольших проектах, очень существенна.
Полагаю, в ближайшее время нас ждет дальнейшее снижение платежеспособного спроса и объема сделок по рынку в целом. 
И даже тем девелоперам, которые могут предложить качественные, инженерно подготовленные проекты, придется быть более гибкими, думать об условиях покупки: рассрочка платежа, ипотека, зачет недвижимости…
 
Алексей Потапов, 
руководитель проекта
 «Ламбери»:  
– Делать прогнозы — занятие неблагодарное… На проходящем в Петербурге Международном экономическом форуме идет информационный посыл: дескать, кризис миновал, экономика показала рост в первом квартале. А это влечет за собой рост инвестиций и восстановление спроса. Если честно, я пока таких радужных явлений не наблюдаю. Не могу говорить за весь рынок, но у нас в «Ламбери» с начала года продажи продвигаются слабо. Хотя все инженерные коммуникации проложены, дороги построены и строительство школы идет полным ходом. На мой взгляд, рынок в ожидании: продавцы ждут покупателей, а покупатели — низких цен. Но лето никто не отменял, а значит, будет сезонное затишье спроса. Все в Турцию, господа! Благо теперь можно… Движения на рынке раньше октября не ожидаю.

 

Валерий Соколенко, 
генеральный директор 
компании «Лэндкей»:
– Мы достигли дна и теперь будем медленно и верно по нему ползти, с редкими радостными восклицаниями. Пока я не вижу повода для более оптимистичных прогнозов. Разве что рубль продолжит укреплять позиции, и к концу года Центробанку удастся понизить ставку рефинансирования до 8 %. На этом фоне снизится и ипотечная ставка. Уверен, покупатели, воодушевленные сносными условиями кредитования, с большим энтузиазмом будут вкладываться в загородную недвижимость. Показатели прошлого года, может, и не побьем, но хотя бы приблизимся к ним. Но если удорожание рубля — временная акция, не редвещающая оздоровления экономики, то в скором времени девелоперам придется ползти по дну с гирей на ноге.
 
Вадим Новиков, 
генеральный директор
компании freeDom Haus: 
– Как говорят англичане, «нет плохой погоды — есть плохая одежда». Перефразируя: нет неудачной конъюнктуры, есть неумение участников рынка быть гибкими, реагировать даже не на сегодняшние — на завтрашние вызовы. В «плюсе» останется тот, кто сможет предугадать поведение и предпочтения покупателя, который сегодня, может быть, еще не обзавелся семьей и только-только начинает прилично зарабатывать. Завтра именно эти люди будут определять спрос — конструктив, планировки, локацию, нюансы управления домом… 
 
Андрей Бочков, 
генеральный директор 
УК «ПулЭкспресс»: 
– Наша жизнь полна противоречий: на календаре лето, а на улице люди в пуховиках; клоун и лицедей по призванию — депутат Государственной Думы; вышедшая из рецессии экономика и падающие реальные доходы населения…
Несмотря ни на что, продажи идут. Изменилась структура продаж: средний класс вымыт безвозвратно, и сделок в проектах среднего ценового уровня практически нет, при этом продажи в низком и высоком ценовых сегментах если не растут, то как минимум не падают. Прогнозы — дело неблагодарное, однако рискну предположить, что люди психологически приспособились к ситуации. Большинство нащупало точку опоры и начало жить по-новому. Поэтому рынок, скорее, будет подобен всей экономике: очень противоречив, робок, с еле заметными попытками найти причины для роста. Будут проекты, которые продаются, будут проекты, которые придется заморозить…

 

если понравилась статья - поделитесь: