1378
0
Дмитрий Синочкин

Отдельная загородная траектория

Рынок входит в полосу затяжного спада. Аналитики рейтингового агентства строительного комплекса полагают, что снижение объемов строительных работ в этом году составит 20-25%. Параллельно растет сумма просроченных долгов строительных организаций: на 25% - за прошлый год, плюс еще 18-20% - за первый квартал 2016-го.

За первые три месяца этого года прекратили существование 665 строительных компаний – вдвое больше, чем за весь 2015 год.

Но загородный сегмент всегда существовал немного наособицу. И общий спад не всегда оборачивался снижением спроса на загородные дома, и общий подъем не всегда приводил к увеличению сделок с особняками и участками.

Будет ли этот сегмент повторять общую траекторию, или здесь работают какие-то другие законы? Равномерно ли распределяется отмеченное статистиками снижение доходов? Может, у тех, кто присматривает себе дачу, как раз и остались накопления? Как ситуация экономической неопределенности влияет на принятие решений о крупных покупках?

 

Дмитрий Майоров, генеральный директор компании «Русь: НТ»:

- Загородный рынок, конечно, имеет свои особенности - в сравнении с городским это некий «средний класс» или даже выше. Но и он неоднороден: есть менее дорогие сегменты - там спад заметен невооруженным взглядом, а есть сегменты подороже - там тоже не без изменений, хотя все менее драматично.

Наши клиенты тоже явно экономят. Но экономят не на качестве, а на организованности, планировании. Если пару лет назад работы начинались, как только появлялась идея, а детали формировались по ходу дела, то сегодня картина прямо противоположная. Теперь клиент начинает с детального проекта и подробной сметы, причем на все виды работ: от инженерных сетей до ландшафтного дизайна. И это обстоятельство дает несомненные преимущества профессиональным компаниям, имеющим в штате квалифицированных проектировщиков и инженеров, способным выполнить весь комплекс работ и последующее гарантийное сопровождение. Полагаю, что многие мелкие «коллективы» сейчас остались без работы, но статистика их не учитывала раньше, не учитывает и сейчас. Мы же получаем от клиентов все более настойчивые просьбы о выполнении дополнительного комплекса работ в рамках основного договора. Для этой цели мы сформировали полноценный проектный отдел и набираем линейных специалистов. Кроме того, рассматриваем возможность вывода на рынок еще более законченного (практически «коробочного») продукта.

 

Вадим Новиков, генеральный директор компании FreeDom Haus:

- Прямой взаимосвязи между городским и загородным сегментами рынка нет. Есть опосредованная – через общий градус здоровья или нездоровья экономики. Статистику спада в строительной отрасли (например, показатели роста просроченных долгов) тоже надо воспринимать осторожно. Если внимательно посмотреть, то окажется, что сейчас до

отрасли докатились последствия «олимпийского» подхода: банкротятся компании, которые активно участвовали в больших окологосударственных проектах.

В тех проектах, которые ориентированы на частный спрос, дела все-таки идут получше. Мы это чувствуем по своему проекту Liikola Club: люди звонят, приезжают, смотрят, подписывают сделки.

Интерес к загородным поселкам есть, конечно, покупатель стал более внимательным и осторожным. Он хочет быть уверенным, что девелопер доведет работу до конца, что заявленные в рекламных буклетах опции будут воплощены на практике.

Хороший загородный дом – это очень сильный (и без перевода понятный) знак успеха, состоявшейся частной жизни. Чтобы такие дома совсем перестали строить и покупать, государству надо очень сильно постараться. И то не факт, что у него получится.

 

Андрей Бочков, генеральный директор УК «ПулЭкспресс»:

- Развитие городского и загородного сегментов шло параллельно только до кризиса 2008 года, когда все росло, любые объекты продавались, независимо ни от чего.

Сейчас, конечно, рынки ведут себя по-разному.

В городских многоквартирных новостройках очень заметно влияние частных инвесторов. Это люди, которые покупают минимальное жилье для перепродажи, или на будущее, или чтобы спасти средства от инфляции. И еще в масс-маркете много тех, кто осознанно приобретает студию как «промежуточное» жилье, на какое время. Поэтому снижение доходов, какие-то валютные скачки – все это влияет на массовый рынок очень заметно.

А загородный сегмент живет своей жизнью. За эти годы практически все уже поняли, что инвестировать в загородную недвижимость бессмысленно, покупают для себя.

В одних проектах продажи идут успешно, в других – совсем вяло, и никто толком не знает, почему, и от внешнеполитических потрясений это тоже очень слабо зависит. Но рынок есть, и бизнес жив несмотря на все попытки правительства его искоренить.

если понравилась статья - поделитесь: