1657
0
Денисов Роман

Яхтинг для чайника

Хозяин яхты очень радовался, когда мы сдали лодку в целости и сохранности. Неделей раньше он с трепетом наблюдал, как мы с друзьями первый раз самостоятельно выходили в море – на 15-метровой парусной «Сан Одиссее». Дебют случился в Афинах. С того момента, когда я узнал, как устроена яхта, прошел год и три месяца.

Конечно, море есть и у нас, но холодное. А чартер яхт в Петербурге не развит. Зато, несмотря на все санкции, заграница остается ближе, чем иная точка на карте Ленобласти. Например, первого мая я пытался прорваться к себе в деревню на реке Волхов. Маршрут в 150 км занял у меня четыре часа (Мурманское шоссе стояло в глухой пробке). Спустя неделю я потратил столько же времени на перелет в Грецию, чтобы с друзьями походить под парусом в Сароническом заливе. Кто скажет, что это непатриотично? Греки, кстати, выступают за отмену санкций против РФ, а сколько тут православных святынь, а сколько чисто русского разгильдяйства… В Греции тоже кризис, причем непроходящий. Греция – это вечная сиеста. Полдня никто не работает, инфраструктура хромает. На островах Саронического залива мало платных марин. В городках есть оборудованные причалы для яхт, но действует принцип: кто успел, тот и встал. Чаще всего не будет ни воды (чтобы пополнить запасы), ни электричества. Разительный контраст с той же Турцией. Зато ситуация со свободной стоянкой очень хороша для экономных яхтсменов. В Турции за ночь в обустроенной марине приходится выкладывать по 40 евро.

Сертификат International Bаreboat Skipper, позволяющий управлять парусной и моторной яхтой длиной до 24 метров, я получил еще в прошлом году и уже описывал свой учебный опыт в декабрьском номере «Пригорода». Теория и практика проходили в Морском яхт-клубе Петербурга и на Финском заливе, где мы ловили ветер на небольших лодках. Сейчас я понимаю: куда эффективней пройти двухнедельный курс обучения в той же Греции. Деньги примерно те же, зато будет полное погружение в предмет. Ты живешь на типичной круизной яхте, которые сдают в чартер, здесь же проходишь практику. А нам после обучения в заливе все равно приходилось брать шкипера при первых выездах за границу.

До этой весны я провел на воде в общей сложности около двух с половиной недель, но в присутствии опытного капитана. Настало время для самостоятельного дебюта. С арендой лодки проблемы нет. Вчетвером с друзьями мы взяли 15-метровую яхту Sun Odyssey 49I - 2009 года. Цена вопроса – около 3000 евро за неделю (с учетом страховки, уборки и т.д.). Во время сдачи яхты хозяин, конечно, понял, что имеет дело с экипажем новичков, и спустя неделю очень удивлялся тому, что яхта цела. Больше всего трудностей было со швартовкой в переполненных маринах. Что прекрасно в этом виде спорта: один яхтсмен другого всегда выручит. «Они на нас войной идут, а мы им помогаем яхту швартовать», - грустно шутил украинец с соседней лодки, ловивший на берегу швартовые концы, когда мы приставали к живописнейшему острову Идра. Украинцев, кстати, мы встречали чаще, чем русских. Хватало и местного колорита. На острове Идра запрещен любой наземный транспорт, все передвижение – на ослах. Другая жемчужина залива – остров Порос, где мы провели целый день, пережидая грозу. Здесь есть бухта под названием «Русская», где в XIX веке располагалась наша военно-морская база. Мы помогали грекам в войне с Турцией, и они это не забыли. Впрочем, греков с турками (из-за Кипра) и сегодня напряженные отношения. Но Саронический залив далеко от пограничной зоны, никаких сложностей и формальностей с посещением местных островов нет. Плыви, куда хочешь, делай, что хочешь. Никому ничего докладывать не нужно. И это, кстати, главное отличие от яхтинга в нашей стране. В прошлом году мне удалось несколько дней походить под парусом в российском Крыму со знакомым шкипером. Практически о каждом своем телодвижении ты должен докладывать по радиосвязи наземным службам. А в Ялте нам вообще не разрешили высадиться на берег: мол, нужно заранее согласовывать свои планы. С кем, зачем?

В Греции мы посетили в общей сложности пять островов. Поскольку в мае – не самый высокий сезон, то, как правило, нам удавалось после дневных переходов пришвартоваться в какой-нибудь городской марине. Но было и несколько ночей «на якоре». Главный минус такой парковки: нужно нести вахту, ведь при сильном ветре лодку может сорвать с якоря. Кстати, права категории Bаreboat Skipper не позволяют путешествовать на яхте ночью (а также отдаляться более чем на 20 миль от берега), но по факту за этим никто не следит. Никаких гаишников в море нет. После нескольких недель, самостоятельно проведенных на воде, можно повысить категорию лицензии, чтобы совершать более серьезные переходы. Но недели отдыха для этого мало. Мы обычно проходили в день не более 30 миль. При хорошем ветре удавалось идти со скоростью до 9 миль в час, но в среднем – 5-6 миль. Вообще-то, для непоседливых людей яхтинг не подходит. Это только в гонках все носятся постоянно по палубе, что-то крутят, подтягивают. В обычных переходах при стабильном ветре - настроил паруса, взял курс, нажал кнопку «автопилот» и сиди спокойно, любуйся морем, пей чай. Конечно, периодически нужно сверять маршрут c картой и gps-навигатором, чтобы учесть дрейф и течение.

Что по-настоящему ценится на яхте - люди, умеющие хорошо готовить. Аппетит на море у всех отличный (после первого дня адаптации к качке) и кулинария – одно из главных развлечений. На современной лодке для этого есть все условия: обычная плита с духовкой, холодильник с морозилкой. А в местных лавках всегда можно найти что-то необычное. На упомянутом острове Идра местный фермер продает баранину, уверяя, что животное питалось исключительно местной травой и употребляло преимущественно морскую воду. И мясо было действительно невероятным. Особое раздолье – для любителей рыбы. Некоторые соотечественники, которых мы встречали, занимаются яхтингом ради рыбалки. Но это – не про наш экипаж.

Для меня главный плюс яхтинга по сравнению с любым оседлым отдыхом в том, что, если в конкретном месте тебе что-то не понравилось (может, соседи шумные), ты всегда поменяешь дислокацию. Это как турпоход, только со своей кроватью и холодильником.

comments powered by HyperComments

июнь 2015