1496
0
Дмитрий Синочкин

Трудная дорога на дачу

С наступлением дачного сезона миллионы петербуржцев устремляются за город, вдвое пополняя население Ленинградской области. Резко возрастает нагрузка на автомобильные дороги, больше нужно и электричек.

Все населенные пункты Ленобласти, где есть автодороги с твердым покрытием, связывают 883 пассажирских маршрута, на 653 действительны льготные проездные документы петербуржцев.
«C 2005 года, с принятием федерального закона №122, ежегодно между двумя субъектами подписывается соглашение о перевозке граждан льготных категорий, — говорит заместитель председателя Комитета по транспорту Петербурга Олег Матвеев. — Петербуржцы могут ездить по именным документам на областных маршрутах, перечень которых указан в приложении к соглашению. Коллеги из Ленобласти регулярно расширяют для горожан перечень маршрутов, и в этом году он стал существенно больше, чем в прошлом. Областные льготники могут пользоваться метрополитеном и городским наземным транспортом».

Однако ситуация на автодорогах обоих регионов оставляет желать лучшего. Велико число ДТП. Масла в огонь подлил пресловутый федеральный закон №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных редпринимателей…», принятый в декабре 2008 года.
«Все заказные перевозки переходят на уведомительно-разрешительную систему. Предприниматель лишь обязан по установленной форме уведомить нас о начале своей перевозочной деятельности, — рассказывает главный государственный инспектор Северо-Западного межрегионального управления Госавтонадзора Лариса Ведерникова. — Перевозчика вносят в реестр и проверяют раз в три года. Внеплановую проверку мы можем провести, только если произошло ДТП, в котором пострадали люди. Другие проверки —

по обращениям и жалобам граждан или по ранее выданным предписаниям — мы должны согласовывать с прокуратурой. Больше всего трудностей — с перевозчиками, не имеющими своего автохозяйства. Арендованный транспорт они ремонтируют за наличные деньги в несертифицированных центрах, документально это никак не подтверждается. Мы их за это штрафуем, но мера эта неэффективная. Направление протоколов по факту ДТП в суд тоже не дает нужных результатов, мы часто получаем отказы, где — по формальным признакам, где — за малозначительностью правонарушения».

На линиях работают и нелегальные перевозчики, услугами которых пользоваться вообще нельзя. Специалисты советуют смотреть, есть ли на подъехавшем автобусе или маршрутке хотя бы название обслуживающей организации и описание маршрута. Хотя вряд ли и это может что-то гарантировать. Безопасность перевозок должно обеспечивать государство, не уменьшая, а ужесточая контроль.
Где мы точно не встретимся с нелегальными перевозчиками, так это на железной дороге. Северо-Западная пригородная пассажирская компания (СЗППК) — естественный монополист. Здесь другая проблема: тарифы «кусаются».

В администрации Ленобласти рассказали удивительную историю. В декабре прошлого года СЗППК предложила утвердить новые правила тарифообразования. Привычное понятие «зона проезда» заменялось посадочным тарифом в 30 рублей за первые 20 км и по полтора рубля за каждый следующий километр. Область с этим согласилась. И, возможно, между субъектом и перевозчиком не возникло бы разногласий, но тут неожиданно решил сэкономить Минздрав. Если раньше центр оплачивал компенсацию за перевозку федеральных льготников по факту приобретения билетов на месяц независимо от количества совершенных поездок, то с января ведомство пожелало точно знать, кто ездит и на какие расстояния. С ОАО «РЖД» был подписан договор о том, что получателям социальной услуги должны оформлять только разовые билеты в направлении «туда» или «туда и обратно». В результате СЗППК лишилась скрытой дотации.

Чтобы залатать непредвиденную брешь в своем бюджете, СЗППК вознамерилась еще раз повысить тарифы, но Ленобласть отказалась. Чиновники обратились в областное управление ФАС, чтобы обязать перевозчика восстановить снятые год назад 45 пригородных поездов. Решение было положительным, но СЗППК его оспаривает, и дело пока застряло в арбитраже.

Подписав с горем пополам соглашение на перевозку областных льготников, Ленобласть и СЗППК теперь не могут договориться о графике движения пригородных поездов.

Точку в споре о стоимости проезда в электричках и о возмещении выпадающих доходов могло бы поставить внедрение электронных единых транспортных карт для горожан и жителей области. «Четыре года назад, до образования СЗППК, стоимость проезда в электричках рассчитывали по наполняемости бюджета и по количеству жителей, и тогда убытки были у Петербурга, — говорит консультант областного Комитета по транспорту Анна Деркач. — Теперь считают по вагоно-километрам, а Ленобласть большая…»

Любопытная закономерность: о чем бы ни спорили ведомства и комитеты, крайними оказываются граждане.

Ольга Лоскутова

если понравилась статья - поделитесь:

июнь 2010

Новости компаний
Новости поселков