1375
0
Дмитрий Синочкин

Вложения в красоту

Покупать искусство — это модно. Это говорит о том, что у вас есть не только деньги, но и определенный художественный вкус. Дизайн — искусство прикладное, его плодами можно пользоваться в сугубо практических целях. Но если совершить правильную покупку и приобрести произведение известного мастера, это уже можно расценивать как инвестиции в собственное будущее. При грамотном выборе дизайнерская вещь с течением времени не только не потеряет, а, скорее, приобретет в цене.

ОДНИ ЗАНИМАЮТСЯ этим делом на любительском уровне, другие посвящают ему долгие годы, пополняя касту коллекционеров…

Говоря о произведениях искусства, мы обычно подразумеваем живопись, графику или скульптуру. Но есть еще одна область, которая не менее других достойна участвовать в номинации «Инвестиционное Поле Чудес». Это предметный дизайн, или, выражаясь проще, мебель и сопутствующие интерьерные аксессуары. Здесь тоже встречаются оригиналы и подделки, редкие дорогостоящие работы знаменитого автора и более скромные образцы его последователей, известные предметы, когда-то покорившие мир, и не такие «раскрученные», но созданные тем же выдающимся мастером… В сфере предметного дизайна есть свои Микеланджело и Рафаэли, чьи вещи продаются на самых главных аукционах цивилизованного мира.

Родиной авторского дизайна многие исследователи и критики считают Англию XVIII века — мебель Чиппендейла, Хепплуайта, Шератона, Адама... Хотя уже и французский барочный стиль в предметах интерьера (XVII век) связывают не только со вкусами «короля-солнце» Людовика XIV-го, но и с именем мастера Буля.

В XIX и особенно в ХХ веке дизайн соединяет авторскую индивидуальность с серийным производством. Но так же, как в правом нижнем углу картины мы можем разглядеть росчерк кисти известного художника, где-то на объекте дизайна можно увидеть своеобразное клеймо, именную печать, возможно — изображающую подпись ее создателя. Как правило, к нему прибавляется порядковый номер изделия или лейбл с названием фабрики, которой принадлежат авторские права на воспроизведение вещей по эскизам легендарного дизайнера. Весь этот комплекс тайных ухищрений служит гарантией официального производства изделия и, возможно, залогом вашего счастливого и безбедного существования.

Например, в 1990 году на распродаже коллекции Говарда Джойнта стул из гарнитура работы Томаса Чиппендейла (1762 год) был продан за $418 000. В 1999-м на аукционе в Рокфеллеровском центре комод красного дерева, выполненный тем же мастером, купили за $1 654 950. Последователи тоже не остаются без внимания: в 2005-м шифоньер работы американского краснодеревщика Таунсенда, созданный в стиле «чиппендейл», ушел с торгов за $856 000…
Возможно, когда-нибудь и работу современных дизайнеров оценят так же высоко. Кстати, столяр

Томас Чиппендейл был близким приятелем джентльмена Джеймса Кристи, основателя аукционного дома.

Экспретный курулай:

Маргарита Морозова, руководитель отдела информации Галереи Дизайна/bulthaup:
– Коллекционеры, как правило, приобретают объекты классиков дизайна ХХ века. Я могу назвать такие великие имена, как Йозеф Хоффман, Ле Корбюзье, Эйлин Грей, Арне Якобсен, Вернер Пантон, Гаэтано Пеше, Этторе Соттсасс... Все они проектировали предметы, которые были даже слишком революционными для своего времени. Сегодня они кажутся нам более привычными, но в интерьере до сих пор выглядят свежо и очень стильно. Конечно, такие объекты не для всех, а лишь для тех, «кто понимает». Хозяйка Галереи Дизайна/bulthaup Лина Перлова давно размышляет над созданием проекта, который можно условно назвать Design Museum: мы хотим собрать под одной крышей в едином пространстве лучшие произведения классиков дизайна ХХ века. Вещи будут выставлены для обозрения, но при желании коллекционеры смогут их приобрести. Эта акция, помимо прочего, направлена на борьбу с подделками, которые в огромном количестве плодят сегодня Италия, конечно, Китай и даже Россия.

Авторы выдающихся произведений дизайна оставили после себя немало ярких и интересных вещей. Например, объекты австрийского архитектора и дизайнера Йозефа Хоффмана, работавшего в 20–30-е годы прошлого столетия, воплощают венский модерн, переходящий в ар-деко, а самого Хоффмана считают родоначальником этого направления в дизайне. Хоффман был также одним из основателей «Венского Сецессиона» — объединения художников, архитекторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Некоторые из его работ, которые эксклюзивно производит фабрика Wittmann: деревянное кресло Sitzmaschine («Машина для сидения»), кресло кубической формы Kubus, коллекция Fledermaus («Летучая Мышь»), кресло Purkersdorf — представлены в нашей Галерее.

В 1920-е годы французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье и ирландка Эйлин Грей практически одновременно, не сговариваясь, начали использовать трубчатую сталь при создании предметов мебели. До этого основным материалом было дерево. Предназначенный для завтрака в кровати столик «Е 1027», спроектированный Эйлин Грей из хромированных стальных трубок и стекла, — один из самых знаменитых образцов дизайна ХХ века. Его имитируют, нелегально копируют, постоянно используют в современных интерьерах. Другие известные ее объекты — кресла Non Сonformist, Bonapartе, Bibendum, стул Roquebrune, кушетка Day Bed, столик De Stijl… Права на воспроизведение мебели по дизайну Эйлин Грей принадлежат немецкой компании ClassiCon.

Датский дизайнер и архитектор Арне Якобсен одним из первых в мире начал гнуть древесину в трех измерениях, сегодня его вещи производятся на датской фабрике Fritz Hansen и продаются огромными тиражами. Самые известные объекты, воплощающие органическое, природное направление в дизайне, — это кресла Swan («Лебедь»), Egg («Яйцо»), стулья Ant («Муравей») и «3107» (или просто «Семерка»). При всей массовости этих объектов, которые активно используются в интерьерах кафе и ресторанов, аэропортов, конференц-залов и прочих больших пространств, они реально могут восприниматься как инвестиционные объекты. На мой взгляд, в этом и есть их фишка: дизайн поставлен на поток, и при этом его постоянно приобретают коллекционеры (правда, как правило, оригиналы, винтажные образцы 1950-х годов).

В конце 1960-х фурор в сфере дизайна произвел итальянец Гаэтано Пеше: он придумал кресло «UР5», демонстрирующее выпуклые женские формы, с привязанным к нему пуфом, символизирующим оковы общества. Это кресло до сих пор выпускается в различных обивках и постоянно используется в частных интерьерах. А Гаэтано Пеше тем временем продолжает изобретать все новые и новые оригинальные вещи на грани дизайна и искусства. В 1980-х итальянец Этторе Соттсасс начал делать безумно интересные и необычные объекты, воплощающие настоящий арт. К этим вещам относишься как к предметам искусства, что лишний раз подтверждает: созданная великими дизайнерами и архитекторами мебель может восприниматься как инвестиционный объект, заставляя коллекционеров и просто поклонников приобретать оригинальные вещи.

Все эти «иконы дизайна» объединяет понятие timeless, то есть дизайн вне времени, дизайн для всех поколений и эпох.

Анна Буракова, специалист по PR салона «Подиум»:

– Мы занимаемся светом, и могу сказать, что в этой области есть очень интересные вещи, заслуживающие особого внимания. К примеру, в 1937 году норвежский дизайнер Джек Джекобсен создал потрясающую лампу «L-1», впоследствии получившую все самые престижные награды в сфере индустриального дизайна. В 1954-м Иллинойский институт технологий внес ее в сотню лучших мировых изобретений. Настольная лампа имела очень необычные формы и была сделана из революционного для той поры материала — алюминия. Кроме того, она оказалась очень функциональной: ее можно потянуть за плафон вверх, вниз, вперед, назад, в сторону, за счет чего меняется угол преломления ноги, а вместе с ним — и угол падения света. Его можно направить куда угодно, хоть на потолок. Сегодня подобный предмет нам кажется совершенно обычным, но тогда его появление вызвало настоящую революцию в этой сфере. Эта лидирующая модель порождала зависть всех производителей мира. В конце 1950-х она импортировалась из Норвегии в Италию, и в 1967 году ее начали производить на заводе Luxo в пригороде Бергамо.

Как и любое яркое произведение искусства, в том числе предметного дизайна, эта лампа вдохновила многих на создание реплик. Спустя 70 лет итальянская компания Luxit выпустила торшер The Great-1. Это точная копия знаменитой лампы Джека Джекобсена, только существенно увеличенная в размерах. В нашем салоне этот огромный светильник появился в конце прошлого года. Он вызывает немало эмоций у посетителей. Представьте себе двухметровую настольную лампу! В разложенном состоянии его высота составляет 4,216 метра. В каком-то смысле он даже более функционален по сравнению с родоначальницей — лампой «L-1» — за счет расширения и увеличения зоны светового охвата. Торшер The Great-1 производится из сверхпрочного алюминия.

Конечно, «L-1» можно смело отнести к классике дизайна. Эта модель может украсить любую коллекцию. Но, на мой взгляд, огромный торшер The Great тоже по-своему революционен для времени, в котором мы живем.

Дарья КЛИМЕШОВА

если понравилась статья - поделитесь: