В Курортном районе пропала изюминка...
Маргарита Никифорова - хозяйка небольшой гостиницы. "Ижора" открылась 17 лет назад. Это была первая частная гостиница в Петербурге. Так что с проблемами гостиничного бизнеса г-жа Никифорова знакома не понаслышке. А еще она -
президент Ассоциации малых гостиниц.
- Вряд ли у многих петербуржцев Колпино ассоциируется с комфортабельным отдыхом. В представлении большинства это скорее заводская окраина.
- Нет, это не просто заводская окраина. Во-первых, это всего 25 минут от центра. Затем историческое место: здесь Александр Невский бился со шведами. В колпинском районе вполне уютно: зелень, река Ижора, теплоходик ходит. Так что гостиница класса "три звезды" в Колпино - вполне уместно. Три гостиницы, входящие в нашу Ассоциацию, расположены в пригородах: "Фламинго", "Ижора", "Старая Мельница".
- А почему все же именно Колпино, а не что-нибудь более престижное?
- Курортный район перенасыщен. Он слишком забит, переполнен. В нем пропала изюминка. Есть много других мест. Хочется простора. Какой смысл из забитого людьми и машинами города переезжать туда, где тоже - люди и машины? Получается, что попадаешь из города в город.
Есть и другие симпатичные места - например, Вырица, Сиверская, Гатчинский район...
В Сиверской все есть для жизни и отдыха: сосны, река Оредеж, Оозера...
- Год за годом власть твердит о том, что мест для размещения туристов не хватает. Насколько это просто: выбрать место и затеять проект?
- По развитию инфраструктуры туризма - это вопрос к власти. Бизнес делает то, что ему дают делать. Если сравнивать город и область... В принципе, в области получить землю под проект проще, чем в Петербурге...
- Чем можно привлечь капризного, избалованного впечатлениями туриста?
- Сейчас в предложениях многих туристических компаний повторяется одно и то же. Такой стандартный набор. Это уже не так эффективно работает.
Город бесспорно красив. Но нужны идеи, нужна новизна. Перспективные направления - сельский туризм, экологический, арт-туризм.
Кроме того, загород - отличное место для организации праздников. Можно проводить турниры, праздновать Масленицу, устраивать ярмарки...
- Предпочтения наших и западных туристов отличаются?
- Нашим - больше попраздновать, отдохнуть.
Иностранцы стремятся получить новые впечатления, информацию. Им в Европе хорошо, но скучно.
Пользуются спросом и те фирмы, которые берутся предоставить экстремальные впечатления. В идеале надо сочетать и то, и другое.
- В Петербурге действительно не хватает мест для размещения туристов?
- Количественно проблему мы не оценивали. Но дефицит действительно есть. Конкуренция между гостиницами - только по месту.
Кстати, успех конкретного гостиничного проекта зависит не только от места, но и от менеджмента. Прогорают отели и на Невском...
Наша главная задача - формировать круг постоянных клиентов. Сетевые так и будут ездить...
- Как преодолевать сезонность?
- Трудом и сообразительностью! Новые услуги, новые продукты - при гарантированно стабильном качестве.
У нас среднегодовая загрузка 85%. "Ижора" - первая частная гостиница, мы открылись 17 лет назад. 100 мест, 55 номеров...
Работаем с корпоративными клиентами. К нам приезжают из Мостотреста-19 командированные, на предприятия "Северстали", на Ижорские заводы, специалисты "Победы-Кнауф". Среди постояльцев есть и москвичи, и иностранцы: специалисты, наладчики...
В гостинице всего понемногу: имеется каминный зал на 40 мест, где можно проводить конференции... Комплекс оздоровительных услуг включает небольшой бассейн, сауну, би льярд; обязательно - ресторан, бар... проводим праздники, юбилеи.
Постоянные клиенты (их около 55%) приводят своих знакомых, друзей: работает "сарафанное радио" - это лучшая реклама. Кроме того - рекламируемся в печатных изданиях, на выставках
В нашу Ассоциацию входят и турфирмы: Онега, Верса, они сотрудничают с гостиницами, входящими в АМГ
- Многие из малых гостиниц предпочитают работать неофициально, без регистрации...
- На самом деле половина мини-гостиниц находится вне правового поля. Кому-то просто не удалось нормально пройти регистрацию по существующему порядку, кто-то считает, что так выгоднее. И по налогам, и по оплате коммунальных услуг... Но такой подход имеет свои минусы, прежде всего, связанные с ответственностью персонала и безопасностью клиентов.
Регистрация - дело хлопотное (особенно перевод помещений в нежилой фонд), но вполне преодолимое. Может быть, кому-то из частников грамотности не хватает. Просто не знают, как открыть, что для этого требуется...
Те, кто работает официально, не любят "нелегалов" - у легальных гостиниц затраты больше. Это конкуренция.
- Вам удастся заработать на саммите "восьмерки"?
- Саммит - это сплошные хлопоты: всех проверяют, пожарные, СЭС. А незарегистрированным опять же проще. Может быть, загородные гостиницы на этом мероприятии и заработают, потому что многие петербуржцы постараются уехать из города.
- Можно ли в этом бизнесе разбогатеть? Легко ли нажить состояние?
- Наверное, можно, но не быстро. Это бизнес очень затратный. Срок окупаемости гостиничного проекта - около 8 лет...
К сведению:
В Ассоциацию малых гостиниц (АМГ СПб) входят 23 гостиницы и 13 "профильных" предприятий: например, Военно-Страховая компания. ИКЕЯ, Дом Лаверна (профильными отделами). У Ассоциации есть свой сайт в Интернете. Работает система внутренних скидок. Взносы - гуманные.
АМГ СПб является членом Российской гостиничной Ассоциации.
К сведению:
В Петербурге реализуется проект "Внедрение европейской системы качества в малых предприятиях индустрии гостеприимства". Программа финансируется ЕС и направлена на повышение общей удовлетворенности европейских туристов и бизнесменов от пребывания в Санкт-Петербурге. Для этого организаторы проводят мероприятия по улучшению качества обслуживания в малых предприятиях индустрии гостеприимства. Проект осуществляется в рамках программы TACIS СBC SPF, совместно TIC Viborg County (Дания), администрацией Санкт-Петербурга, Savonia Polytechnic (Финляндия) и Санкт-Петербургским Фондом развития малого и среднего бизнеса.
Всем участникам, успешно прошедшим курс обучения, и в том числе членам Ассоциации, принимавшим участие в проекте вручаются сертификаты об успешном окончании обучения. В Петербурге будет создан Образовательный и консультационный центр по внедрению европейской системы качества.
К сведению:
Члены Ассоциации:
Гостиницы Аврора, Александрия, Аркадия, Вилма, Галакт, Златоуст, Ижора, Интурион, Комфорт, Лебедушка, Лель, На Петроградской, Наутилус, Нива-СВ, Обухофф-отель, Престиж, Примавера, СПб Вергаз, Старая мельница, Фламинго.
Санкт-Петербургский Фонд развития бизнеса
Территориальная организация Российского профсоюза работников рыбного хозяйства СПб и ЛО.
В АМГ входят компании: "Абросимов", "АльфаСтрахование", "Атлант", "Верса",
ИКЕА, "Катрис", "Контрактстрой", "Лаверна Северо-Запад", "МаркетингСтройСервис",
"Международная клиника МЕДЕМ", "Олимп", "Худжант СПб".
Беседовал Дмитрий СИНОЧКИН
если понравилась статья - поделитесь: