1752
0
Дмитрий Синочкин

Вверх по лестнице, ведущей вниз

Жилье дешевеет, и это факт, как говорилось в одном советском кино. В петербургских пригородах, по данным Дмитрия Житкова, за год — минус 5,8%, в области — минус 0,8%. Без поправки на инфляцию. В Москве и Подмосковье, по сведениям портала IRN.ru, цены «стоят» уже полтора года, но спрос сократился на 20%. Эксперт Олег Репченко вообще считает, что девелоперы смогут поддержать спрос, только опустившись на ступеньку: продавая «элитку»  по цене бизнес-класса, бизнес-класс — по цене «комфорта» и так далее.
А что на загородном рынке? Заметно ли движение цен вниз? Могут ли застройщики себе это позволить, будут ли покупатели выжидать более благоприятной конъюнктуры? Стоит ли маскировать суровую необходимость — привести рынок в соответствие с доходами граждан — разнообразными акциями, скидками и подарками?

Иван Носов,
директор департамента маркетинга и рекламы
ГК «ЦДС»:

– Застройщики, активно осваивающие границу города и области, сейчас находятся в серьезной ценовой конкуренции. Предложение насыщено, а спрос крайне эластичен по цене. Многие строительные компании работают на грани экономического интереса. Рынок сжимается, инфляция никуда не делась, и цены на производство и строительные материалы повышаются. Этот рост себестоимости не учтен в нынешнем ценообразовании.
В последние пару лет застройщики жертвовали своей маржой и максимально оптимизировались, чтобы оставаться конкурентоспособными. Сейчас этот процесс достиг предела, и демпинговать в этих условиях просто экономически нецелесообразно, бизнес должен быть прибыльным и эффективным. Оптимальный путь развитого девелопмента — это не тотальный дисконт, а максимальная доступность инструментов для покупки квартиры, то есть развитие ипотечных продуктов. Этот тренд сформировался
в прошлом году и будет укрепляться. Западный идеал ставки в 2–3%, пока, к сожалению, недостижим, но интересные предложения уже есть на рынке. Это единственное выигрышное решение и для застройщика, и для покупателя, которое позволит развивать отрасль, повышая качество продукта и услуг.

Сергей Балуев,
директор по продажам
ГК «Факт»:

– Общей глобальной тенденции к снижению цен на загородном рынке нет. Есть, скорее, попытки повышать цены в проектах на высокой стадии готовности. Сегодня у покупателей пользуются спросом объекты в готовых проектах, а коммуникации стоят для всех застройщиков одинаково... Поэтому если отдельные компании начинают демпинговать, это означает или снижение качества конечного продукта, или высокие риски.
Одновременно мы видим, что растет стоимость материалов, стоимость строительных работ.
Покупатель сегодня склонен долго выбирать, минимизируя свои риски. И если в поселке проведено межевание, проложены дороги, выполнены дренажные работы на общих территориях, подведено электричество, — скорее всего, цены в ближайшее время будут расти.
На мой взгляд, стоит говорить не о снижении или повышении цен, а о создании индивидуальных финансовых условий для покупателя. Доступнее, чем полтора-два года назад, стали потребительские кредиты, во многих случаях возможна ипотека под приемлемый процент, рассматриваются варианты сделок по схеме trade-in. При этом любые скидки, акции или кредитные программы должны,
с одной стороны, устраивать клиента, с другой — соответствовать срокам и затратам на строительство.

Валерий Соколенко,
генеральный директор
компании «Лэндкей»:

– На загородном рынке цены останутся стабильными. Наибольшую долю в формировании стоимости земельного участка составляют затраты на подведение коммуникаций, а это, как известно, довольно трудоемкий процесс. И я не вижу причин снижать доходность  проекта до критического минимума, особенно перед началом летнего сезона. А продавать «элитку» по цене бизнес-класса, на мой взгляд, просто невозможно. Полагаю, что в таких коттеджных поселках от элитного жилья останется только вывеска, «начинка» же будет полностью соответствовать стоимости.
Что касается акций и бонусных предложений, то они по-прежнему будут приятно радовать покупателей, но это не радикальные методы и не спасательный круг. Скидками, предлагаемыми круглогодично, никого уже не удивить. Сегодня, в условиях высокой конкуренции, покупатель скорее оценит индивидуальный подход и качество проекта, чем три квадратных метра в подарок.

Ольга Колганова,
руководитель отдела маркетинга и продаж
ООО «Хуа Жэнь Недвижимость»:

– За 2016 год в «Мариинской усадьбе» было продано 5 домов бизнес-класса. Так что, по-видимому, стоит говорить о более избирательном, рациональном подходе покупателей, а не о стагнации рынка. Да и дом — это не квартира, требует неусыпного внимания и заботы в любой ценовой категории. Ожидать, что коттеджи будут разлетаться, как 8 лет назад, не стоит! Местные девелоперы имеют большой груз непроданных объектов, закредитованы. Китайские инвесторы могут себе позволить более широкие мазки — развивать территории, планировать продажи на 5 или 8 лет вперед.
Надо отметить, что хорошие объекты раскуплены, остались единичные предложения, и на фоне общего перепроизводства есть дефицит качественных готовых проектов под ключ.

Сергей Степанов,
директор по продажам
компании «Строительный трест»:

– Вопрос, скорее, не в снижении цен, а в наличии на рынке хорошего качественного продукта. Загородный сегмент до недавнего времени был перенасыщен предложением поселков либо со спорным статусом земельного участка, либо с отсутствием подключения к сетям. А как ни крути, качественный коттеджный поселок для постоянного проживания сложно сделать, экономя на всех его составляющих и, соответственно, демпингуя. Особенно это касается сегмента бизнес- и премиум-класса. В нашей компании продажи идут стабильно. В первом квартале было продано четыре объекта в поселках «Небо» и «Сад времени». За первые три месяца прошлого года показатели по продажам были аналогичными.

если понравилась статья - поделитесь:

май 2017

Спорт: адреналин