2630
0
Дмитрий Синочкин

Александр Царев: «Мы 20 лет пытаемся преодолеть стереотипы»

В период сильных экономических потрясений особенно полезно оглянуться на пройденный рынком путь. Это помогает понять: многое уже было, еще больше – будет, и ни один кризис не отменяет законы экономического развития. Фирма HONKA присутствует на нашем рынке деревянного домостроения 20 лет.

О том, как все начиналось, как компания завоевывала позиции и чем сегодняшний бизнес отличается от эпохи «первоначального накопления», мы беседуем с предсеталем правления компании «Росса Ракенне СПб» Александром Царевым.

- HONKA всегда славилась хорошей полиграфией, и вот опять у вас на столе стопки красивых буклетов. Не избыточно ли – в эпоху Интернета?

- Интернет – хороший двигатель. Мы его активно используем, и это приносит результат: контакты, звонки. Нужна ли качественная полиграфия – вопрос, скорее, из  области психологии. Можно обсуждать электронные версии книг: кто-то может так воспринимать текст, кто-то нет. Мне, например, нужны тактильные ощущения. Заставить себя читать электронные книги – разве что в отпуске, чтобы не брать с собой отдельный чемодан с книжками. Многим из наших клиентов приятно взять в руки хорошо изданный буклет, полистать…

 

- Это привычка или это обусловлено обращением к каким-то глубоким слоям, к подсознанию? Еще через поколение полиграфия останется?

- Здесь действительно присутствуют моменты, связанные с корневыми основами человеческой психики. В начале прошлого века, с появлением кинематографа, все говорили, что театр умер. Однако живет. Потом, когда появилось телевидение, хоронили кинематограф. С появлением Интернета заговорили о кончине ТВ… Я полагаю, хорошая печатная продукция, включая газеты и журналы, сохранится. Я сам предпочитаю полистать газету, с утра, под чашку кофе. Хотя пользуюсь и электронными версиями.

 

- Насколько совпадают эти аудитории? Пересекаются ли те, кто предпочитает бумажные издания электронным, с теми, кто выбирает дорогие деревянные дома? Среди ваших покупателей любителей «тактильных ощущений» больше, чем в среднем, или столько же?

- Хороший вопрос. Специально не задумывался, но полагаю, этот показатель выше среднестатистической доли. Нужно еще учитывать коммерческие вопросы: газетная информация не живет долго, ежедневному изданию труднее сохранить бумажную версию.

 

- Вы присутствуете на рынке 20 лет. За это время выросло целое поколение, знакомое с брендом. Можно ли говорить о «стиле HONKA»? Что вы  включаете в это понятие?

- Конечно, такое понятие есть. Сегодня практически все производители деревянных домов так или иначе ссылаются на технологии HONKA. Но стиль не сводится к технологиям и конструктиву, он включает в себя особенности восприятия продукта, его подачи и продвижения и то, как строятся взаимоотношения с клиентом. Мы ближе к классике деревянного домостроения, хотя стараемся показать и современные возможности. Классика без излишеств, экологичность…

 

- Это понятие не потускнело за последние годы? Для многих ссылки на экологичность - просто маркетинговый ход…

- Наоборот, общаясь с клиентами, могу сказать, что понятие экологичности, здоровой среды становится все более актуальным. Возможно, раньше это и было модной «фишкой», а сейчас – естественное требование покупателя. Директор нашего московского представительства Александр Львовский в одном из интервью сказал: «Наш клиент не злоупотребляет консервами». Это метафора, но достаточно прозрачная и точная. Фермерские продукты, занятия спортом, акцент на здоровый образ жизни – это все тоже про нас. Дом HONKA - в этом же ряду.

 

- На ваших буклетах и в презентациях дома HONKA – очень приметные. Они привлекают внимание. Это преимущество или недостаток?

- Зависит от заказчика. Если есть желание выделиться с помощью архитектуры – мы готовы соответствовать. Если он стремится максимально тактично вписать свой дом в ландшафт – поможем и в этом. Иногда сам ландшафт диктует стилистику.

 

- Англичане говорят, что правильный дом правильно стареет…

- В Финляндии мы видели самые первые дома HONKA, которым сейчас по 60-65 лет. Деревянный дом со временем становится частью пейзажа. При условии правильной эксплуатации.  Один из наших клиентов сказал, что деревянный дом стареет, как человек: появляются морщинки, трещинки. Это свидетельство возраста, но и мудрости, опыта. Не все изменения к худшему. Финнам надо отдать должное: они очень трепетно относятся к дереву, к дому: ухаживают, чинят, если что-то надо подправить.

 

- Как за минувшие 20 лет изменился клиент?

- Первые покупатели… Мы все помним начало 1990-х. Условно говоря, это и были те ребята в малиновых пиджаках. Да что там, мы все тогда в таких пиджаках ходили.

 

- И у вас такой был?

- Конечно, клубный пиджак, ближе к бордовому, с золотыми пуговицами. Для деловых переговоров. Это была волна людей, которые сделали первый успешный бизнес. У нас до сих пор со многими из них сохраняются хорошие отношения. Кто-то новый дом заказывает, кто-то – расширяет владения.

Поначалу мы с большой долей пессимизма рассматривали возможности ведения такого бизнеса в России. Работали на заказ: привезли, поставили.

На первом этапе, после переговоров с финнами, когда мы посмотрели на цены, у нас были серьезные сомнения. Однако дело пошло. Тогда решения о покупке принимались быстро, многие вообще не задумывались: приезжали, листали каталог, выбирали и уезжали. Сейчас, конечно, клиент более искушенный. Любой, кто к нам приходит, представляет, что хочет видеть в результате, имеет представление о техническом задании, об архитектурном облике, многие побывали в наших домах. С сегодняшним заказчиком можно говорить о нюансах. Возникают нетривиальные задачи.

Кроме того, представление о доме своей мечты изменилось. Клиент уходит от визуальной эффектности в сторону функциональности. Уже есть опыт, есть понимание, что красивая картинка не гарантирует, что в доме будет удобно жить.

 

- Год назад вы говорили, что HONKA будет двигаться в сторону строительства общественных зданий. Получается?

- Да, безусловно. В финальной стадии переговоры в Татарстане: планируется строительство гостиницы, ресторана, клубного дома для переговоров. Кстати, в этом регионе очень благожелательно относятся к деревянным домам.

 

- Ваши стратегии в России по-фински неспешны. А как же Крым, санкции, падение рубля? Как меняется ваша ценовая политика?

- Этот год – так совпало – знаковый: юбилей, 20-летие. И мы изначально планировали определенные акции и юбилейные предложения. Был сформирован бюджет, из которого мы были готовы субсидировать скидки. Финские партнеры нас в этом поддержали.

Конечно, рублевые цены повысились. Но не на 70-80% (вместе с рублем), а на 20-30%, и это касается лишь стоимости импортных материалов HONKA. При этом готовый дом всего лишь на 20-30 % состоит из деревянных конструкций HONKA. Что касается строительных услуг, мы сохранили их стоимость в рублевых ценах 2014 года. С другой стороны, по приблизительным оценкам, семь из десяти наших клиентов основной доход (или значимую часть дохода) получают в валюте, так что для них ситуация улучшилась

 

- Как изменился спрос за последний год?

- В девелоперском сегменте (поселки) ситуация сложнее, чем с поставкой домов под заказ. Ситуация ожидания. Но сейчас солнце засветило, снег стаял – спрос активизируется.

 

- Чему клиенты отдают предпочтение: покупать готовое (или с жестким подрядом) или участок, чтобы потом постепенно строиться?

- В наших поселках есть и предложение участков с коммуникациями, можно выбирать проект дома и приступать к строительству. И есть несколько готовых домов, где можно произвести чистовую отделку и через несколько месяцев въезжать. Пока больше интереса к первому варианту. Это связано с особенностями финансирования. Сегодня разговор о возможности рассрочки начинается едва ли не с порога, практически все клиенты в этом заинтересованы.

Но в целом по России сокращения продаж нет. По Петербургу – есть, процентов на 30. По Москве – ситуация даже лучше, чем в начале 2014-го, региональные продажи идут: Казань, Пенза, Оренбург, Екатеринбург. Впрочем, в комплексе HONKANOVA Concept Residence (Солнечное) сейчас выходим на завершение крупной сделки: дом вместе с хозяйственными постройками, площадью около тысячи квадратных метров.

 

- Нашим капиталам сейчас на западе неуютно. И внутри принимаются все новые запреты: для чиновников, для силовиков. Ощущаете давление возвращенных денег на рынок?

- Происхождение денег мы не отслеживаем. Мы полагали, что спад продаж неизбежен – а по факту его нет.

 

- Сейчас начать бизнес так же просто, как 20 лет назад?

- Недавно президент страны встречался с предпринимателями, говорил правильные слова о бизнесе, о том, что молодое поколение нужно заинтересовать... Как же получилось, что молодым необходимо рассказывать, как хорошо быть предпринимателем? Меня вот никто не заинтересовывал, когда я стоял на развилке: либо в науку (в аспирантуру), либо в бизнес. Это было а) интересно, б) возможно, в) не было непреодолимых препятствий и г) я понимал, что могу достичь успеха. Открытая и понятная ситуация. А сегодня люди боятся идти в бизнес, понимают: места-то заняты, и не факт, что в прямой конкуренции, причем заняты надолго. Да и административных барьеров меньше не стало, и налоговая нагрузка заметно возросла.

 

- Как себя чувствует HONKA в других регионах? В Финляндии спрос со стороны русских сократился?

- Не скажу, чтобы он формировал какую-то значимую, критически важную долю продаж. Там основной спрос – местный. В 2014 году продажи на внутреннем рынке на несколько процентов выросли. В прошлом году открылось представительство в Китае, но это специфический рынок, очень сложный. В Японии влияет курс иены к евро. Там другие запросы: или дорогие, но небольшие дома, либо спрос на типовые домики. Пока эти рынки сильно уступают финскому и российскому.

 

- Серия репортажей и публикаций про Межигорье (дом Януковича тоже ведь строила HONKA) сильно подпортил репутацию компании?

- Были репутационные проблемы в самой Финляндии, в России реакции практически не было.

 

- В каждой стране – свои запросы. Насколько HONKA готова меняться? Где граница этой изменчивости?

- В России мы пока не ощущаем заметного изменения по запросам. Но мы ведь и так постоянно в поиске. В Финляндии компания начала продвигать направление Healthy House - это собственный стандарт качества, сертификат «здорового дома».

 

- Здесь, в России, вы ощущаете давление отечественного стереотипа? Ведь для нас деревянный дом – это изба. Или Кижи.

- Мы на протяжении всех 20 лет пытаемся эти стереотипы преодолеть. Ну, или существенно дополнить. Есть дома ручной рубки, срубы – это совсем другая ниша, другая технология, с иной функциональностью. Те, кто к нам приходит, они уже видят свой «дом мечты» иначе.

На уровне дизайна игра с национальными стереотипами, наверное, возможна. Но с этим надо работать деликатно. У нас есть дома, где элементы отделки мы как раз брали из русской традиции: резные наличники и так далее.

если понравилась статья - поделитесь:

май 2015