1701
0
Касимов Халмурат

Туризм выходного дня: Бедность от богатства

Несмотря на богатые возможности для туризма и отдыха, Ленинградская область проигрывает соседней Финляндии. За прошлый год в Суоми побывало более 5 млн российских туристов, пополнивших финскую казну на 1,3 млрд евро. Как минимум треть этих денег вполне могла «осесть» в нашем регионе, будь у чиновников внятная программа.

По статистике областного портала Lentravel.ru, в 2012-м (данных за прошлый год нет) регион посетили чуть более 1,5 млн человек, на территории функционировало 614 предприятий сферы туризма (отели, пансионаты, базы отдыха, турбазы, информационно-туристские центры, турфирмы). Но для участников рынка – муниципальной власти, девелоперов и туроператоров - этих данных явно недостаточно. Не хватает сведений для разработки стратегии и практических действий. Все они остро ощущают дефицит объективной информации по каждому району Ленобласти. Какие объекты действуют в регионе, а каких не хватает; почему соотечественники чаще выбирают отдых за рубежом; что нужно сделать для привлечения клиентов, - на эти и другие вопросы искали ответы участники «круглого» стола: «Отдых в Ленинградской области: развитие туризма выходного дня», прошедшего недавно в отеле Michur Inn в поселке Мичуринское Приозерского района.
По данным директора департамента консалтинга и оценки АРИН Андрея Петрова, сегодня на территории области работает около 440 объектов, половина из которых – отели, пансионаты и дома отдыха. Часть из них существуют с советских времен и не отвечает сегодняшним требованиям, некоторые успешно перестроены. Но современные отели недоступны многим клиентам, за постой просят слишком дорого, а сервис не соответствует цене. Не хватает инфраструктуры отдыха, особенно, вокруг водоемов, экскурсионных программ, а самое главное – информации о них.
Причину «непатриотичного» поведения наших сограждан во многом раскрыла представитель турфирмы «100 золотых дорог» Элеонора Топоркова: «Вокруг Сестрорецка много хороших и дорогих отелей, но сервис не дотягивает. Например, за аренду халата просят 500 рублей, тапочек – 300, а в Финляндии – 5 и 2 евро соответственно. Мне дешевле отправить человека в Белоруссию или Карловы Вары, чем в наш санаторий «Белые ночи». Девушка купила три сертификата для своих родных за 60 000 рублей, в Белоруссии это обошлось бы в 30 000. Прошлым летом пара отдыхала две недели в «Белых ночах» за 120 000 рублей, а в Карловых Варах - 80 000. Вот и весь маркетинг». Она также отметила, что проживание в отеле Michur Inn тоже стоит недешево, за такие деньги можно отдохнуть и в курорте «Холидей клаб Сайма» в Финляндии.
В ходе дискуссии выяснилось, что в разных районах региона развиваются достаточно интересные проекты, о которых знают немногие. Как рассказала бывшая глава муниципалитета, ныне управляющая отелем Michur Inn Людмила Лагай, в июне пройдет ежегодный (пятый) мичуринский веломарафон. Первые фестивали собирали по 200-300 человек, в прошлом году было уже 700, в этом ожидают свыше 900 участников, в том числе туристов из Финляндии, Венгрии, Польши. «У нас - интересная велотрасса по пересеченной местности протяженностью 25 км. Зимой по части трассы прокладывается лыжня разной протяженности, есть шикарный прогулочный маршрут вокруг озера; интересные экскурсии по поселку, в том числе на обсерваторию; можем отвести в Канивец, крепость Корела, лосевские пороги. Кроме того, для наших постояльцев четыре раза в день курсирует бесплатный автобус до горнолыжных курортов в Коробицыно. Летом там тоже есть развлечения, например, водные трамплины на Красном озере. Мы хотим обеспечить не только комфортное проживание, но и развивать экскурсионные проекты. Сейчас начинаем строить объекты инфраструктуры вокруг гостиницы», - говорит г-жа Лагай.
Директор музея Ленина в Выборге Надежда Забавская рассказала о том, как учеба 
на курсах музейного маркетинга помогла ей преобразовать пустовавшее в последние десятилетия заведение в востребованный музей истории. «Мы сделали акцент на политической истории Выборга начала XX века, оказалось, что это интересно многим, в том числе и финнам, теперь у нас постоянный поток. Кроме того, мы проводим реконструкции финской войны 1940-1941 гг., о которой мало знают. У нас есть архивные материалы, фотографии, воспоминания».
ГК «Унисто Петросталь» завершает третий комплекс отдыха в регионе. В прошлом году она открыла веревочный парк в проекте «ЛосевоДа». В конце мая такой же парк откроект на территории первой своей базы на озере Монетка. В планах – восстановление петровского редута по соседству с «ЛосевоДа» - единственное земляное фортификационное сооружение, сохранившееся в России. Но этому пока мешает законодательство. «Там можно все восстановить и водить туристов, проводить реконструкции. Но как только мы втыкаем лопату – тут же получаем предписание, это – памятник, и там ничего нельзя делать», - сетует финансовый директор ГК «Унисто Петросталь» Андрей Мытарев.
По его словам, порывы девелоперов сдерживает отсутствие «дешевых» денег и законодательные препоны. «Вложения в отель (150 млн рублей) нужно окупать, на это уйдет не меньше 10 лет. Кредиты дорогие, поэтому нужны свои деньги. Но даже имея средства и желание, без участия государства ничего не сделаешь. Земли населенных пунктов в регионе - в частной собственности, остается лесной фонд и сельхозка, где тоже ничего нельзя возводить. Поэтому нужно менять законы, предоставлять девелоперам целевые кредиты, поддерживать другими способами. Без этого вы построите только «времянку», которую никогда не оформите в собственность. А кто будет вкладывать десятки миллионов рублей на таких условиях?» - вопрошает г-н Мытарев. Он считает самым сложным создание образа Ленинградской области как места, пригодного и выигрышного для проведения досуга, и без поддержки государства задачу решить невозможно. Нужна воля главы региона.
«Мы бедны от богатства. У нас много музеев, хороших экскурсий, прекрасных экскурсоводов. Кроме Валаама и Кижей, у нас есть Лосево, Сортавала, вся Карелия. Летом и на Новый год туристов полно везде, а в межсезонье никого нет. Нужно продумать туры на этот период, разнообразить их, сделать привлекательными. Но прежде чем разрабатывать программы, нужно провести мониторинг того, что уже есть и работает. Мы не знаем, сколько туристов отдыхает, в какой период, какая ценовая категория больше востребована. Нужно собрать и обобщить всю информацию, сделать ее доступным для всех. Этим должны заниматься власти региона и муниципалитетов. Кстати, такие сведения послужат основой и для инвесторов», - подытожила глава НП «Лосевский курорт» Любовь Карамышева. 

если понравилась статья - поделитесь:

май 2014

Новости компаний