1986
0
Земзаре Инга

Дом вокруг печи

Любому хозяину хочется поскорее закончить пилить, месить, строгать. Но вообще иногда это хорошо, когда люди строят дом не торопясь. Он получается спокойный, надежный, продуманный.

И особенно хорошо, если на строительном пути встретится дизайнер, с которым хозяева совпадут в настроении.

Интерьер дома, о котором сегодня пойдет речь, решен в этностиле. Это первое загородно-деревенское детище дизайнера Алисы Лебедь, проект стал и ее дипломным проектом в Университете технологии и дизайна.

Алиса - дизайнер молодой и с энтузиазмом работает в разных стилях:  средиземноморском, колониальном, сдержанно-шведском, и, разумеется, очарована набирающим обороты романтическо-лавандовым provence и его родственником shabby chic. Ей интересно работать и с эконом-проектами, в которых может быть задействована самая простая мебель из ИКЕА, но где тоже можно проявить фантазию. И, конечно, этностиль, с которого она и начинала.

Алиса до сих пор в восторге от раскрывшихся в этом доме возможностей:

- Мне так повезло! Мне дали на откуп огромное пространство!

Дом построен по классическим канонам деревянного северного домостроения, он настоящий, деревенский, рублен из хорошего леса. Это дом-«кошель» - его хозяйственная и жилая части расположены под одной крышей. Стоит близ озера в окружении леса недалеко от Кижей. Хозяевами в нем Дмитрий и Марина. Это любимое место отдыха их друзей из Петербурга и других мест. И друзья устремлялись сюда на разных стадиях готовности дома, а дом строится долго, ведь хозяева все делают сами.

Алиса свою задачу видела в том, чтобы сделать проект, придерживаясь традиций русского деревянного домостроения и учитывая требования современного человека к комфорту. Причем – чтобы зимой в доме тоже можно было жить.

Она выбрала северный, заонежский стиль, с привлечением элементов аутентичного декоративно-прикладного искусства. Опыт работы в этностиле у Алисы уже был, она разрабатывала проект для ресторана. Этностиль обычно связывают с чем-то ярким, буйным, интенсивным, но интерьер северного дома отличается сдержанностью за счет простоты убранства и естественной, природной гаммы. И это иногда сложнее, чем наводнить дом неистовыми сочетаниями и экзотикой. Кажущаяся простота не так проста.

На первом этаже три комнаты – гостиная, совмещенная с кухней, и две спальни. На втором - светелка.

- Поскольку комнаты угловые, - рассуждает Алиса, - я предполагала, что в морозные зимы в них может быть холодновато, поэтому на основе двух спален я предлагала сделать три. Хозяева решили оставить свой вариант.

Под гостиную отдали хозяйственную часть «кошеля», и она довольно большая - 60 кв. м. Она разделена на зоны – столовую и кухню. Кроме того, здесь лестница наверх, занимающая много места. В центре гостиной - стилизованная русская печь-лежанка.

- Располагать печь в центре комнаты, - уточняет Алиса, - конечно, это отступление от традиций русского быта, как правило, печь располагалась у входа. Но так интереснее. Кроме того, изначально фундамент для печи так и был заложен - концепция гостиной предполагала, чтобы все крутилось вокруг печи. Благодаря такому расположению печки, зона плиты и место готовки приобретают некоторую укрытость, камерное звучание.

- Печь, - уточняет хозяин, - обогревает всю комнату. И хорошо сидеть вместе за столом и на огонь смотреть. А кто совсем устал, может на лежанку прилечь.

У хозяйки дома собрана интересная коллекция керамической плитки, и привезенные из разных мест и созданные самой Мариной изразцы наполнили русскую печь новым звучанием. Внизу печка украшена керамической плиткой под дерево, которую при необходимости легко мыть.

Кроме печи, система отопления включает и современные радиаторы в комнатах; в потенциале для энергоснабжения будут использовать и ветряки.

Вторая после арт-печи доминанта гостиной - обеденный стол, место сбора всей семьи.

- Стол, - поясняет хозяин, - должен быть надежный, крепкий. Чтобы чай, если ногой ненароком стол заденешь, не пролился.  

Неподалеку от обеденного стола разместился стол-курятник. Да-да, слово «курятник» напрямую связано с курами – в таких столах-клетях, похожих на тумбочку, держали курей в холодное время года. Понятное дело, в современном доме, пусть и в этностиле, курятник - дань традиции. Хотя как стол с клетью, на котором можно готовить и где можно держать припасы и утварь, курятник удобен в хозяйстве и симпатичен в интерьере за счет решеток, за которыми раньше гомонили счастливые от тепла куры.

По периметру гостиной - полки-надлавочницы и полки-воронцы. Они несут и декоративную, и функциональную нагрузку. В них предусмотрена современная подсветка. На полках-воронцах в крестьянском быту располагалась утварь, предметы и инструменты для рукоделия, починки. Ремонтом, прядением и сказыванием за этим делом сказок и быличек занимались рядом с красным углом, поскольку там находилась лампа или лучина. Подсветка расширит границы рукодельного угла и создаст уют, когда поздним вечером захочется не люстры, а приглушенного света.

Мебель хозяин намерен делать сам.

- Современная мебель, полированная мебель, модульная, - говорит Дмитрий, - в таком доме не функциональна, скучна. Нам нравится простая и своя. Своя мебель – по месту и к месту. Пространства занимает, сколько требуется. Сейчас можно найти примеры занятной мебели, без строгой линейности, ровных углов. Как будто дерево обкатано волной, обветрено солнцем, выделены слои древесины. Неровные ножки кровати интересно сделать из кривых нетолстых стволов деревьев. Ровные, прямые линии прискучили, в интерьере хочется округлости, естественности.

Естественность подчеркнута и текстилем. Алиса долго думала, как обыграть окна:

- На окна уже были поставлены стеклопакеты, и я работала с идеей современных окон. Но на окнах - занавески в стиле народных задергушек-раздергушек. Использован лен, натуральные ткани, традиционная вышивка.

Для отделки помещений будет использовано необработанное дерево. Алиса уточняет: «Можно взять и обрезную доску, но не обработанную». Отделка дополнена эффектом состаренного дерева, который получен с помощью обработки дерева металлической щеткой. Чтобы не было ощущения однотонности, цветовое решение построено на контрасте.

Идею косой изгороди, в которой перекладины ставятся под острым углом к земле, Алиса применила в интерьере для перегородок, ширм, зонирования.

Из хозяйских инноваций – подпол-яма, стены которой выложены из бутылок. Здесь хранятся овощи, картошка, зимние припасы. Дмитрий разъясняет:

- При бутылочной кладке для ямы есть важный момент – дом нельзя опирать на бутылки. Если дом поведет, они могут треснуть, бутылки – это не кирпич. А хранить здесь очень удобно. Традиционно соленья хранили в холоде, и температура зимой здесь оптимальная, не минусовая, а летом прохладно - купил воду в бутылках, поставил сюда, а здесь градусов 7-8, хорошо, прохладно.

Обаяние старого быта привносят в дом рукомойник, ушаты, кадки, кужонки, поставцы. Алиса от них в восторге:

- Как всякая необычная вещь, а для современного человека они уже необычны, они притягивают внимание. И дают чувство какой-то исконной стабильности.

если понравилась статья - поделитесь:

май 2013