1594
0
Михневич Александра

Поднять паруса!

В мае в Петербурге пройдут сразу три регаты. На самом деле их, может, и больше, но не все отражены в календаре гонок. В любом случае — сезон открыт, господа!..

К месту гонки потянулись вереницы лодок — с парусами и/или с мотором. Правда, это вовсе не означает, что все они примут в ней участие. И в этом одно из отличий яхтенного спорта от других видов. Число «добровольных сопроводителей» гонки может превышать количество ее участников; при этом добровольцы-болельщики тоже проходят дистанцию и в какой-то мере «проживают» эту гонку — ну разве что на старт не встают и финиш не фиксируют. Но эмоционально вовлечены — однозначно.

Однако прежде яхту нужно подготовить. Обычно, если с ней все в порядке, подготовка ограничивается мытьем, полировкой корпуса восковыми составами и сервисными работами на двигателе перед спуском.

На спуск придется потратиться. В Петербурге разовая аренда крана для небольшой лодки весом 500–600 кг обойдется в 1500–3000 рублей, а для крупной, весом под 20 тонн, может влететь и в 100 000. Не во всех яхт-клубах есть кран, а если есть, то это отражается на размере взносов. Тут уж не высчитаешь, что выгоднее.

У нас тут с вами не Испания, где яхты стоят на воде круглый год, и не просто стоят, а круглый год же используются. Причем их владельцы зачастую живут от этой самой Испании за тысячи километров (то есть мороских миль, разумеется). И наведываются раз в год на яхте покататься — причем их и правда катают, как гостей. А в остальное время их яхты благополучно арендуют другие люди. У них так принято в теплых широтах. Там персонал только ходит да изредка поглядывает, не отвязалось ли вверенное им судно. Да на берегу осмотрят, если возникнет подозрение на поломку…

Но как представишь: яхты — всегда, в любой день… Да это ж как зима без снега! «А как же — соскучиться?..» — высказала я крамольную мысль капитану яхты «Хортица» (60 футов — 18,3 м; 30 тонн полного водоизмещения; на балансе ЛКИ — «Корабелки», ныне Морского университета). А он улыбнулся понимающе и кивнул: да, после зимы на воду тянет, как на свидание с любимой…

В общем, у нас в Петербурге — как в Скандинавии. Чаще всего судовладелец — он же и судоводитель. Он сам занимается легким ремонтом, а для серьезного находит специалистов, полностью содержит и обеспечивает лодку. Самостоятельно. Но и катается на ней сам. И никому в аренду-эксплуатацию не сдает. Еще «скандинавская модель» предполагает, что владелец яхты обитает близко от своей «ласточки». Как правило, в том же городе или предместьях.

Что касается моторных яхт типа океан-ских мини-лайнеров, как у Абрамовича (ну, или поменьше), то их владельцы сами свои кораблики не обслуживают. Но водят тоже лично и в аренду не сдают. Такие катера требуют меньше обслуживания, чем парусно-моторные суда, но позволить их себе могут граждане из категории очень обеспеченных. Что все равно не меняет их отношения к яхтам: обычно порт приписки судна и место жительства владельца разделяют лишь десятки километров. В отличие от Испании, где свои яхты порой держат и американцы. Если владелец сам не желает прибыть на Средиземноморье, то по его требованию наемный экипаж во главе с капитаном (чаще всего — краткосрочно или даже разово нанятые) перегоняют лодку через Атлантику. Это занимает дней двадцать. А потом отгоняют обратно.

если понравилась статья - поделитесь:

май 2012

Спорт: адреналин