1285
0
Дмитрий Синочкин

Бесстрашные муниципалы

Муниципалитеты поселений, расположенных в Ленобласти, не готовы поддержать инициативу страховых компаний по льготному страхованию поселковой инфраструктуры. В начале апреля прошел семинар, посвященный страхованию загородной недвижимости.

Руководитель научного общества страховщиков ФИНЭКа Денис Горулев с сожалением констатировал, что страховщики сейчас предлагают рынку много новинок, но спроса на них нет. «Например, страхование инфраструктуры, — делится г-н Горулев. — Допустим, есть у вас водонапорная башня на 1000 домиков. Если вдруг с ней что-то случится, то собирать деньги с членов кооператива вы будете долго, а без воды — никуда. То же самое с электрической подстанцией. И об этом мало кто задумывается, хотя риск вполне реален и затрагивает интересы многих людей». По данным Дениса Горулева, страховщики готовы предложить целевые методики и страховые продукты. Они общаются с руководством садоводческих и дачных объединений, с муниципалитетами поселений, но дело пока не двигается: у потенциальных клиентов нет свободных денег.

С ним согласился заместитель директора СПб филиала Первой страховой компании Сергей Лысенко: «Страховать инфраструктурные элементы весьма сложно в связи с большим количеством собственников, которые входят в дачный кооператив. Уговорить не одного владельца, а, скажем, сотню — непросто. Особенно если речь идет о среднестатистических дачниках. Несколько проще работать с коттеджными поселками: владельцы дорого загородного жилья вкладывают значительные средства в строительство и понимают, как его можно и нужно защитить». Денис Горулев предлагает запустить целевые программы по страхованию инфраструктуры на уровне муниципалитетов. «Ведь риски носят социальный характер, и элементы поселковой инфраструктуры проще обеспечивать через бюджетные дотации. Надо заложить в местные бюджеты страховые расходы на уровне 1% от стоимости инфраструктуры.

Будут защищены водопроводные системы, электричество, газ, охрана в какой-то мере», — рассуждает он. «Мы продвигаем подобные страховые продукты на уровне муниципальных образований, но пока особой заинтересованности они не выражают», — говорит г-н Лысенко. С ним согласен заместитель генерального директора СО «Регион» Вячеслав Шубырев: «К сожалению, большого спроса на страхование загородной поселковой инфраструктуры не предвидится. Как правило, дороги и коммуникации находятся на балансе местных властей, у которых на страхование не хватает средств, да и страховщики не рвутся страховать эти объекты из-за их высокой изношенности. Впрочем, страхование объектов ЖКХ слабо развито даже в таких городах, как Петербург и Москва». Более оптимистичен директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование» Алексей Образцов: «Такие проекты есть в нашей компании. Для них разработана специальная программа страхования имущества, находящегося в коллективной собственности. Например, застраховано общее имущество ТСЖ, включающего несколько таун-хаузов. Помимо “отдельно стоящего” имущества (малых архитектурных форм, дорожек, фонарных столбов, котельных, общей системы кондиционирования и т.д.) застрахованы также стены и перекрытия зданий (так как они не являются личной собственностью конкретного жильца, такое имущество относится к коллективной собственности). Страховая сумма по этому договору составила почти $15 млн. Проведено несколько выплат, в том числе по затоплениям».

Кочка зрения

Александр Стуканцев, юрист по земельным вопросам НОУ «Институт недвижимости»:

– Главная проблема в том, что на такое имущество нет документов, в частности — технических паспортов. Эти бумаги никто никогда не готовил, а имущество просто включали в реестр общим списком. В последние год-полтора в Ленобласти имущество ЖКХ волевым путем передается «первому уровню собственников» — от муниципальных районов в муниципалитеты поселений. Некоторые получатели акты передачи подписали, некоторые — нет. И они имели право не подписывать, так как не получали документацию. А те, кто подписал, создали себе проблему: теперь они не могут ни оформить право собственности, ни заключить договоры на обслуживание этих объектов, ни тем более застраховать их. Подготовка бумаг требует очень больших затрат. Деньги на это никто не выделяет: ни власти региона, ни муниципалитеты районов — а у муниципалитетов поселений их нет. У них нет денег даже на то, чтобы поставить это имущество на учет, а уж тем более — на страхование. У меня есть только одно предложение: создать межмуниципальное хозяйственное общество, которое и будет заниматься всем клубком накопленных проблем. А о финансировании надо будет подумать правительству Ленобласти. С коттеджными поселками в этом плане легче: они не имеют отношения к муниципальным властям. Инвесторы сами создают свое общее имущество и сами его страхуют, если считают нужным.

Алексей КРЫЛОВ

если понравилась статья - поделитесь:

май 2008

Дома и люди
Обустройство