1394
0
Дмитрий Синочкин

Генеральный директор Ассоциации «Строительно-промышленный комплекс Северо-Запад» Алексей Белоусов: «Для меня важна отрешенность от города, от соседей, от взглядов»

Лицензирование в строительстве отменяется. Когда — точно не известно, но государство определенно стремится снять с себя докучную заботу — контролировать надежность и квалификацию строительных фирм. Эта почетная обязанность будет переложена на саморегулируемые организации (СРО). В Петербурге их несколько (крупных — три), и сейчас они внешне дружат, а подспудно — борются за влияние. Одно из таких объединений недавно возглавил Алексей Белоусов.

– Зачем крупным строительным фирмам общественная организация? Они что, сами не справляются?

– Голос одного застройщика, даже крупного, не всегда услышат исполнительная власть и Законодательное собрание. А вот когда солидные фирмы объединяются и говорят о насущных проблемах, это звучит авторитетно и весомо.

– Петербургский строительный рынок — довольно конкурентный. Легко ли фирмам находить общий язык?

– Непростой вопрос. С одной стороны, когда компании объединяются в ассоциацию, они рассчитывают, что это объединение позволит им эффективнее доносить до власти существующие проблемы. С другой стороны, для них важно, чтобы работа ассоциации создавала такое бизнес-пространство, в котором они могут, не доминируя, конкурировать между собой. Важно, чтобы общие правила создавали условия для развития бизнеса всех компаний.

– Существует ли конкурентная борьба за административный ресурс?

– Да, есть несколько крупных компаний, которые могут напрямую обратиться к первым лицам города со своими вопросами. Но если все будут ходить к губернатору за помощью, от этого никто выигрыша не получит. Рано или поздно произойдет столкновение интересов. Поэтому я и говорю: объединение крупных компаний направлено на то, чтобы создать равновесные условия.

– А между общественными организациями есть конкуренция?

– Саморегулирование должно быть организовано по принципу «одного окна». Каждый губернатор будет заинтересован в том, чтобы в субъекте федерации были установлены определенные правила игры. Есть проект федерального закона. Мы сейчас готовим проект городского закона о саморегулируемых организациях, который, возможно, станет модельным законом для остальных субъектов Северо-Запада. Было бы правильно, если бы свои подзаконные и нормативно-правовые акты появлялись бы в каждом субъекте РФ.

– Границы субъекта РФ — это естественные границы локального строительного рынка?

– Не все члены нашей Ассоциации разделяют эту точку зрения. Многие считают, что нужно осуществлять допуск на уровне Северо-Западного региона — так будет легче устанавливать общие требования. Если упрощенно: есть две позиции. Сторонники одной считают, что мы должны заниматься саморегулированием на уровне субъекта РФ. Приверженцы второй полагают, что есть смысл поднять уровень организации.

В рамках субъекта РФ было бы проще решать вопросы контроля, проверки и т.п. Но ведь у нас есть несколько мощных строительных фирм, которые давно уже работают в Ленобласти. Какая точка зрения будет преобладать, выясним в ближайшее время. И все же надо учесть, что в Петербурге строится больше жилья, чем на всем Северо-Западе.

– У нас сейчас действуют три влиятельные организации: ваша Ассоциация, Союзпетрострой и Союз строительных объединений и организаций. Как будете переходить к «одному окну» — путем добровольного слияния?

– Я общался с коллегами. Все понимают, что это не дело, если у нас появится несколько СРО. Там, где есть две-три регулирующие организации, может появиться и четвертая, и пятая... Сложно будет согласовывать требования, формировать профессиональные стандарты.
Законопроект дает нам переходный период до 1 января 2009-го, я думаю, у нас будет возможность за оставшиеся полтора года разобраться.

– Малоэтажное строительство вообще выпадает из регулирования...

– Ситуация интересная. Чтобы построить малоэтажный дом, не нужен допуск, но чтобы проложить инженерные сети, провести линию связи — он необходим. Не думаю, что мелкие компании, которые не войдут в СРО, будут активно заниматься таким жилищным строительством, скорее они могут выполнять подрядные работы по заказу строительных фирм, участников саморегулирования.

– Вы полагаете, рынок будет укрупняться?

– Он обязан укрупняться, если мы говорим о европейских коттеджных поселках, в которых предусмотрена вся инфраструктура, включая магазины и детские сады. Такой проект может реализовать только крупная строительная компания.

– Сможет ли малоэтажная застройка в ближних пригородах конкурировать с квартирным городским рынком?

– Пока такой конкуренции нет. Ближайшая перспектива — это города-спутники, возможно продвижение в сторону застройки Курортного района.

– У вас есть загородный дом?

– Нет, я арендую дачу в Курортном районе. Была рядом с городом, я приобрел частный дом в 1992 году, большой по тем временам. Но природа не та, аэродром неподалеку, самолеты летают каждые полчаса… Я ее продал и после этого долго выбирал. Пять-шесть лет назад объезжал все, что строилось, и, к сожалению, ничего стоящего не нашел.

– Какие параметры для загородного дома самые важные?

– Было бы неплохо совместить временну€ю доступность (чтобы ездить на работу в город — максимум час) с преимуществами зеленой курортной зоны, где есть лес, можно подышать нормальным воздухом. Часто поселки строятся в чистом поле, особенно на землях сельхозназначения, где нет ни одного дерева. Застройщик говорит: вы можете возвести здесь дом, вы можете поставить здесь забор и в перспективе — сделать ландшафтный дизайн… Лично мне важно, чтобы была отрешенность от города, от соседей, от взглядов. Может быть, это связанно с тем, что мне как политику приходилось постоянно находиться под особым вниманием.
 

– Какой материал для вас предпочтительнее?

– С точки зрения практичности и себестоимости строительства я бы выбрал пенобетон. Это хорошо с точки зрения и цены, и качества. И с какой-нибудь отделкой.

– Сколько соседей должно быть в коттеджном поселке?

– Подбор соседей — это отдельная тема. Эффективного фейс-контроля, когда продается поселок, не установишь. Поэтому, кстати, элитные объекты расходятся без рекламы и среди своих. Строит компания, акционеры решили, что хотят жить здесь, и оставшиеся участки продают среди своих. Получается однородный социум. Но если говорить о сокращении накладных расходов, то желательно, чтобы в поселке было 50–100 домов, и это будет ближе к бюджетному жилью. Если говорить об элите, то 20–30 домов максимум. У депутатов своего поселка нет и, насколько я понимаю, не будет. Когда на протяжении долгого времени видишь своих коллег, с которыми далеко не всегда дружишь, еще и жить через забор очень сложно.

– Насколько выполнима сейчас задача, которую ставит федеральный центр: реализация части программы «Доступное жилье» за счет малоэтажки?

– Исходя из того что стоимость земли в пригороде и в области существенно, иногда в разы, меньше, чем цена земли в городе, появляется шанс построить доступное по цене жилье.

– Будут ли петербургские компании активнее выходить за городскую черту?

– Конечно, пока существует дефицит земель, строители пойдут в малоэтажное строительство. Я думаю, в первую очередь будут использоваться те направления, где можно проще и надежнее победить в торгах за крупный участок.

– Смогут ли общественные объединения влиять на уровень цен?

– Напрямую — конечно, нет. Но чем более прозрачные законы и правила мы подготовим, тем выше будут темпы и больше объемы строительства. А это уже приведет к снижению цен.

К сведению:

АССОЦИАЦИЯ «СТРОИТЕЛЬНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС СЕВЕРО-ЗАПАДА» создана в 1999 году. Тогда в нее входили шесть строительных компаний. Сегодня она объединяет около 80 крупнейших компаний-застройщиков, подрядчиков, поставщиков строительных материалов и их производителей, в совокупности занимающих более 60% рынка строительства и производства стройматериалов.

Ассоциация выступает за установление цивилизованных методов ведения бизнеса на строительном рынке, занимается разработкой законодательных актов и совершенствованием нормативной базы, регламентов и методик, определяющих взаимодействие участников строительного рынка.

К сведению:

АЛЕКСЕЙ БЕЛОУСОВ Родился в 1957-м. С 1974-го по 1990-й служил в ВС СССР.
Окончил Ленинградское высшее военное инженерное училище связи, Военную академию связи. Майор запаса.

Кандидат технических наук, автор более 80 научных работ и изобретений в области теории управления и связи.

С 1990-го по 1998-й работал руководителем предприятий различных форм собственности, специализирующихся на проектировании, строительстве и поставках технологического оборудования.
С 1998-го по 2007-й — депутат Законодательного собрания. Работал в Бюджетно-финансовом комитете, в Комиссии по экономике, промышленности и собственности, в Комиссии по городскому хозяйству, строительству и землепользованию. Был делегирован ЗС для работы в городскую ИТК, в Комиссию по землепользованию и застройке при правительстве города, в Наблюдательный совет Фонда имущества СПб.

Окончил Международный банковский институт, Петербургский университет (юридический факультет).
Женат, имеет сына. Играет в теннис, катается на горных лыжах.


Беседовал Дмитрий СИНОЧКИН

если понравилась статья - поделитесь:

май 2007