1020
0
Дмитрий Синочкин

«Гражданка» в брызгах и пене

Страхование маломерных судов схоже с автострахованием. Основные его виды — то же КАСКО и гражданская ответственность (пока необязательная), а при оценке рисков и установлении тарифов применяются те же принципы, что и для сухопутного транспорта.

С КАЖДЫМ ГОДОМ в Петербурге и Ленобласти становится все больше маломерных судов. Результаты подсчетов 2007 года еще не опубликованы (материал готовился до начала навигации), но в июне 2006-го начальник петербургской Госинспекции по маломерным судам (ГИМС) Константин Пашинский объявлял, что в городе и области насчитывается 41 000 – 42 000 маломерных судов. Сюда входят и экскурсионные катера, и байдарки, и всевозможные лодки… Более 400 «маломерок» — это яхты, от самых простеньких до весьма шикарных.

Ежемесячно в ГИМС регистрируются 400 судов, и если весь прошедший год дела шли такими же темпами, то к лету 2007 года число малых судов в Петербурге и Ленобласти должно возрасти до 45 000 – 46 000.

По словам г-на Пашинского, средняя стоимость петербургского маломерного судна составляет около 600 000 рублей. В 2005-м инспекторы были потрясены, когда один любитель водной стихии пришел регистрировать катер за 3 млн евро.

Эксперт по страхованию маломерного флота cтрахового общества «Скандинавия» Яна Кравченко сообщила, что в городе и области насчитывается 4013 баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, 638 переправ (в том числе 114 лодочных) и 133 наплавных моста.

«Это довольно высокие показатели, — считает она, — но все-таки инфраструктура маломерного флота у нас в регионе развита слабо».

Начальник центра страхования морских и транспортных рисков СК «Росгосстрах — Северо-Запад» Андрей Алимов говорит: «В Петербурге большинство яхт стоит в Центральном речном яхт-клубе на Петровской косе, в яхт-клубе на Крестовском острове, в клубе “Балтиец” и Стрельнинском парусном клубе, в Выборге и Приморске. На Ладожском озере яхты базируются в поселке имени Морозова, Приозерске и в Березово. Летом они стоят на воде, зимой — в ангарах. Бункеровочные станции есть только в яхт-клубах. Вне клубов владельцы бункеруются где придется, обычно канистры с горючим возят с собой».

ОТ УТРАТЫ В ПЕРИОД ОТСТОЯ

В Петербурге работают около десяти компаний, которые целенаправленно развивают страхование маломерных судов. При этом у многих из них есть ограничения. Некоторые фирмы не страхуют недорогие катера и яхты (дешевле 500 000 рублей), суда с надувным корпусом, с навесным мотором (в первую очередь не принимают сами моторы, поскольку именно они тонут, пропадают и портятся чаще всего). Логика такова: чем дешевле судно, тем менее бережно относятся к нему владельцы. Для многих это предмет развлечения — так же, как и водный мотоцикл. Кстати, гидроциклы в Петербурге не страхует вообще никто. Тот, кто видел, как пользуются этими механизмами их владельцы, наверное, поймет — почему.

По словам Яны Кравченко, страховщики предлагают клиентам примерно одинаковый набор программ.
Частные суда, экипаж и пассажиры страхуются от следующих рисков: гибель и повреждение в период эксплуатации плавсредства; утрата и повреждение в период отстоя (зимнего хранения); ответственность перед третьими лицами; гибель и повреждение в процессе перевозки сухопутным транспортом; убытки, понесенные в результате причинения вреда жизни и здоровью всех находящихся на судне в момент его столкновения с какими-либо объектами или крушения.

Степень риска по-разному оценивается в зависимости от того, собирается владелец судна отправиться в путешествие или участвовать в соревнованиях.

Все страховщики согласны, что чаще всего выплаты осуществляются после столкновения судна с подводными препятствиями вследствие загрязненности акватории.

«Как правило, страхуют довольно дорогие современные суда, — говорит финансовый директор Северо-Западной страховой компании Екатерина Медвинская. — Клиенты обычно опасаются не столько гибели судна, сколько его повреждения и хищения. Самые частые и опасные повреждения — от столкновения с разнообразными предметами, которые в большом количестве встречаются в акватории Петербурга. В последние годы стали нередки случаи столкновения судов, выпадения за борт, наезды на плывущего человека…»

ЧАЩЕ - ДЕШЕВЛЕ

По словам Андрея Оболенского, начальника отдела страхования судов Северо-Западного филиала СГ «УралСиб», пока страхуются немногие владельцы маломерных судов: «За полисом КАСКО обращаются единицы, и мы стараемся обслуживать только корпоративных клиентов или хотя бы постоянных, проверенных нами в других видах страхования, — например, автомобильного. Риски в морском страховании очень велики. При страховании КАСКО у непроверенных судовладельцев мы исключаем из страхового покрытия валы, винты, кронштейны, рулевые колонки. Такие повреждения столь же закономерны, как прокол шин на автомобиле, только стоят эти детали гораздо больше: винт — около 3000 рублей, вал — от 23 000 рублей и так по возрастающей. Также мы стараемся подстраховаться от повреждений, вызванных явными нарушениями правил эксплуатации. Англичане, например, давно внедрили эту практику. Вообще страхование предоставляет защиту от случайностей и опасностей плавания, а не от закономерностей, помноженных на безответственность и некомпетентность.

Кстати, страховать ответственность нынешние клиенты не особенно стремятся».

Аналогичное мнение высказывает и директор центра морского страхования СК «Русский мир» Андрей Петров: «Винты, валы, винто-рулевые колонки страховщики страхуют неохотно, потому что для маломерных судов это самая убыточная статья. Обычно в договоре КАСКО для них устанавливается франшиза. В противном случае от россиян не дождаться бережного отношения к собственному судну».

Многие судовладельцы экономят на страховании, оформляя договор только на период навигации. Это позволяет получить скидку порядка 25% от круглогодичного тарифа.


Тарифы петербургских страховых компаний для маломерных судов (весна 2007 года)

Вид страхования

Компания

«Скандинавия»

СЗСК

«Русский мир»

«УралСиб»

КАСКО — страхование корпуса суднав период навигации, хранения итранспортировки

От 0,8 (для судов в хорошем состоянии) до 3% (для изношенных судов и судов старше 10 лет) от страховой суммы в год. 1,9–2,3% — годовой тариф с учетом полугодовой навигации и полугода отстоя

От 0,6 до 4,8% от страховой суммы в год (4,8% — за полный пакет рисков)

От 0,6–0,7 до 3,5% (для старых судов). Менее 1% — тариф на короткий непосредственно прописанный срок (на одну гонку, на период отдельных соревнований). 2–2,5% — годовой тариф с учетом полугодовой навигации и полугода отстоя

Порядка 1,2% — с ограничениями (исключены ответственность за валы, винты, рули; последствия гидроудара вследствие попадания воды в двигатель из-за неправильной эксплуатации). Франшиза 15 000 – 18 000 руб. (покрывающая минимальные повреждения корпуса). От 3 до 9% — без ограничений (с валами, винтами и рулевыми колонками)

Ответственность перед третьими лицами, включая страхование жизни и здоровья экипажа и пассажиров на случай травмы, смерти, инвалидности

0,25–2% от страховой суммы в год (зависит от набора рисков)

Нет данных

Примерно вдвое меньше, чем по КАСКО, при лимите ответственности, приблизительно равном стоимости судна. Все остальные критерии рассматриваются индивидуально и зависят от количества судов (для корпоративного клиента), территории плавания, страховой истории судовладельца

Нет данных

Примечания.

1. В компании «Скандинавия» тарифы варьируются в зависимости от объема страхового покрытия (числа застрахованных рисков), размера франшизы, стоимости судна и т.д.
2. В компании «Русский мир» все тарифы по КАСКО рассматриваются индивидуально и зависят прежде всего от стоимости судна (чем оно дороже, тем ниже тариф).

3. На страховые тарифы по КАСКО также влияет степень износа судна. Например, для яхты, которая эксплуатируется до 5 лет, тариф в среднем составляет 2% в год, свыше 10 лет — 3%.

 

Алексей КРЫЛОВ

если понравилась статья - поделитесь:

май 2007