1852
0
Дмитрий Синочкин

Оттепель?

Аналитики осторожно отмечают оживление на рынке загородных объектов. Вроде бы в феврале-марте сделок стало немного больше. Вроде бы вырос интерес к домикам и участкам и увеличилось количество звонков в офисы застройщиков…
Наблюдаете ли вы такие симптомы? Насколько устойчива эта тенденция? Будут ли цены снижаться, и поможет ли это восстановлению рынка? (Напомним: по итогам 2016-го продажи упали на треть.) Уместно ли сейчас выводить на публику новые проекты, или лучше погодить?

Андрей Бочков,
генеральный директор
УК «ПулЭкспресс»:

– Некоторое оживление на рынке я вижу, оно скорее психологического плана. Потому что предпосылок для устойчивого роста как не было, так и нет. Причем внешний интерес имеется: люди ездят, смотрят. Но разговор начинается с требования скидок. Причем и по самым дорогим, и по самым дешевым объектам. Кстати, именно эти две категории сейчас дают основной объем продаж: средний класс вымывается, его присутствие на рынке все менее значимо.
Экономические сложности могут далеко не сразу сказаться на повседневном поведении: ну, привык человек ходить в дорогой универмаг — так и ходит, хотя зарплату ему урезали.
Кризис как раз и виден в изменении поведения по отношению к товарам длительного пользования: автомобиль, загородный дом. Людям сложно решиться на такую покупку — соответственно, увеличивается срок экспозиции.
И пока ситуация не улучшается. Это очевидно, если смотреть вокруг себя, а не в телевизор.

 

Марина Агеева,
директор по продажам
УК «Теорема»:

– Сезонность спроса — это такой устойчивый и распространенный миф. Мы в нашем проекте «Новые кварталы Петергофа» колебаний в зависимости от времени года не ощущаем. Насколько мне известно, у коллег по загородным объектам тоже особенных перепадов нет. Люди и зимой покупают участки… Доступность можно оценивать вне зависимости от сезона, а какие-то действительно важные особенности участка без специальных исследований не определишь, хоть под снегом, хоть под травой.
Мы ожидаем роста продаж к лету. Но не из-за погоды, просто в апреле мы выведем на рынок участки меньшей площади — 10–12 соток. На такие наделы спрос выше.
Новые проекты будут появляться, это неизбежно. Не потому, что много новых покупателей: у застройщиков есть участки, приобретенные впрок. Если их не осваивать — можно фиксировать убытки.

 

Сергей Балуев,
директор по продажам
ГК «ФАКТ»:

– На рынке зима еще не закончилась. Но признаки оттепели есть: люди больше ездят, смотрят. Появились покупатели, которые сознательно откладывали покупку до весны. В целом мы идем согласно своему плану. Связываем это с тем, что покупатели сейчас не хотят рисковать, ищут готовые поселки, в которых уже сданы коммуникации, инфраструктура, дороги, поселились первые жители. Мы прогнозировали такой спрос и как раз сдали несколько поселков и очередей
в конце 2016 года.
Не думаю, что текущий год будет хуже 2016-го. Рынок относительно ровный. Другое дело — покупатели стали гораздо требовательнее, если не сказать придирчивее. Приходят на консультации не только с юристом, но и с экспертом по строительству.
Поэтому и новые проекты можно выводить только в том случае, если застройщик понимает, где и в чем он обыграет конкурентов: по цене, по качеству, по престижу локации. Без четкого понимания преимуществ лучше не рисковать. Например, наш новый проект «Ульяновка» в Тосненском районе мы планировали заранее, разрабатывая концепцию на основе анализа рынка, спроса, предпочтений покупателей.

 

Антон Гаринов,
руководитель группы продаж загородной
недвижимости компании «Строительный трест»:


– Конечно, мы такие «симптомы» наблюдаем. Начинается сезон, и количество обращений
и продаж в коттеджных поселках в этот период всегда возрастает.
Не уверен, что снижение спроса в прошлом году было связано с переоцененностью загородных проектов. Дело, мне кажется, не в этом. Покупатели сейчас в принципе решают, готовы они к переезду за город и, соответственно, дополнительным тратам, или нет. Думаю, это создает эффект отложенного спроса: когда общая обстановка чуть-чуть нормализуется, будут совершаться новые покупки.
Что касается новых проектов, пока лучше с ними повременить. Необходимо снова почувствовать уверенное дыхание рынка загородной недвижимости.

 

Валерий Соколенко,
генеральный директор
компании «Лэндкей»:

– На рынке загородной недвижимости наступило едва уловимое потепление, а последует ли за этим устойчивая теплая весна, покажет время.
Тем не менее в марте ждать заметного повышения спроса на земельные участки и дома не стоит. Весной девелоперы еще будут какое-то время ощущать на себе дурное влияние «зимней погоды». Судя по количеству сделок, покупатели заняли выжидательную позицию, они присматриваются к объектам, тщательно изучают их и ищут наиболее выгодные предложения. Срок поиска идеального варианта с таким подходом затянется на долгие месяцы. С некоторой долей оптимизма полагаю, что традиционный «горячий» сезон сдвинется на самый конец весны — начало лета. Цены на загородные объекты при этом снижаться не будут, они останутся стабильными.
Девелоперам также не стоит опасаться представлять покупателям новые проекты. Тут главное не перестараться с объемами вводимого жилья, иначе это будет экономически невыгодно – сегодня рынок не готов к активной застройке. И учитывая то, что с каждым годом конкуренция между застройщиками становится все активнее, а покупатели стали более придирчивы, особое внимание необходимо уделить качественной подготовке проекта.

 

Вадим Новиков,
генеральный директор
компании freeDom Haus:

– Оживление спроса весной — это, конечно, традиция. Запах весны, солнца и нерастаявшего снега влияет на любого человека, и на покупателя тоже. Но сегодняшний интерес к загородным объектам я бы назвал осторожным. Возвращаются «старожилы»: люди, которые находятся в процессе выбора от года до двух. Сегодня это реальное время принятия решений: человек год и больше думает, взвешивает возможности, смотрит другие проекты…
Как раз в марте мы закрывали две сделки в нашем проекте Liikola Club примерно с таким сроком выбора.
Хотя общий интерес растет: звонков больше, просмотров больше. Но мы готовы к тому, что этот интерес конвертируется в продажи далеко не сразу.
Одна из причин – очень медленная ротация элиты. Мало появляется новых бизнесов, мало предпринимателей, готовых рискнуть, предложить и выпустить новый продукт и на этом заработать.
А чиновники и силовики, пополняющие верхний слой среднего класса, — это все же довольно специфическая публика. Они не привыкли к публичности. А хороший дом ведь не спрячешь…

если понравилась статья - поделитесь: