892
0
Гришин Игорь

Прозрачный цвет

Витраж — один из замечательных объектов декоративно-прикладного искусства. Название он получил от французского vitrage — стекло. Простейшие витражи существовали в Древнем Египте со II тысячелетия до н.э. и в Древнем Риме с I тысячелетия н.э. Сегодня благодаря новым технологиям они широко применяются в интерьерном дизайне.

В России витражное искусство имеет сравнительно недолгую историю. В начале XIX века отечественные фабриканты предприняли первые шаги в этой области. Первые здания в пригородах Санкт-Петербурга, украшенные витражами, появились в период увлечения новоготикой: коттедж и церковь св. Александра Невского в петергофской Александрии, башня-часовня Шапель в Царском Селе, павильон «Ферма» в Павловске. В начале XX-го, в период модерна, витражное искусство в России достигло расцвета. В Петербурге и пригородах построено много зданий, украшенных витражами: доходный дом страхового общества «Россия» на Большой Морской, дом Д. И. Менделеева и др. Витражный декор стали широко применять и в отделке интерьеров.

Многие считают, что витражи — очень дорогое удовольствие. Это не совсем верно. Современные технологии позволили значительно снизить затраты.

В качестве примера гармоничного использования витражей в интерьере можно рассмотреть проект, выполненный дизайнером Александром Гординым в стометровой квартире на Петроградке. Композиционным центром открытого пространства гостиной и кухни стала витражная стенка с биокамином. Она зрительно разделяет пространство на функциональные зоны и композиционно объединяет витражные двери хозяйской спальни и фартук кухни. Удачно подобранные цвет и рисунок витражей добавляют художественный акцент к общему спокойному цветовому решению интерьера. Удивительно, но в новом доме на Каменноостровском архитекторы заложили в проект высоту потолков всего 2,6 метра. Именно витражи в сочетании с глянцем подвесного потолка, цветной вертикалью двери помогают добавить высоты пространству.

Особенности применения витражей в современных интерьерах квартир и загородных домов мы попросили прокомментировать Александра Гордина.

 

- Насколько уместен и необходим витраж в современных интерьерах?

- Ровно настолько, насколько он по рисунку, цвету, фактуре и стилю вписывается в интерьер - или как цветовая доминанта, или для расширения пространства за счет зеркального эффекта стекла, создающего иллюзию глубины, удаленной перспективы. Витраж можно использовать и как декоративную подсветку.

 

- Классика витража – окна церквей, соборов. Модерн привнес витраж в интерьер. А какие новшества принесли современные стили и технологии?

- Современные технологии, такие как печать на стекле и uf-склейка, позволяют быстро и намного дешевле, чем раньше, создавать большие витражные поверхности с использованием каленого стекла, монтировать стекла без металлической рамы, изготовлять стеклянные двери и перегородки. Например, в технике «керамическая печать на стекле» я выполнил 350 кв. м панно для станции метро «Обводный канал». Очень интересные эффектные фактурные стекла позволяет создать фьюзинг (спекание). Эта техника прекрасно подходит и для витражей, и для рельефных панно, и для скульптур, и для светильников.     

 

- Многие по инерции считают, что витражи в интерьерах – это дорого. Это действительно так?

- Все относительно. Если использовать печать на стекле либо пленку, объект будет в два-три раза дешевле традиционного витража. Но многое зависит от стилистики проекта. Конечно, в классическом интерьере и витраж должен быть выполнен в традиционной технике. В современных интерьерах есть большая свобода выбора решений. Главное - гармонично вписать стекло в окружающее пространство.

 

К сведению 

Александр Гордин  (род. в 1941 году в Ленинграде). Закончил Технологический институт. Выставляться начал с 1977-го. Член Союза художников России с 1981-го. Участвовал в многочисленных выставках в СССР, России, Бельгии, Голландии, Франции, Финляндии, Японии, Германии. Работы автора представлены в собраниях Художественного фонда Москвы, музеев Петербурга, Екатеринбурга, Загорска, а также в частных коллекциях. 

В числе его работ - малые архитектурные формы, различные объекты декоративно-прикладного искусства: витражи, светильники, мебель с использованием металла, стекла, дерева и других материалов, арт-объекты. Победитель многих конкурсов, в том числе конкурса на лучший проект памятника, посвященного 300-летию Санкт-Петербурга (2001 год).

comments powered by HyperComments

апрель 2016