1172
0
Терентьева Анна

Предчувствие передела

Обвал продаж, состоявшийся на загородном рынке в январе и феврале 2015 года, отразился на планах девелоперов: одни решили свернуть проекты и переждать, другие, напротив, ринулись в бой за покупателя, чтобы отвоевать долю рынка. Пока неясно, чьи настроения перевесят.

По данным Бюро аналитики по рынку недвижимости, в январе и феврале количество сделок резко сократилось. В январе участники информационного обмена заключили всего 59 сделок, в феврале – 79. Годом ранее январь принес 103 договора, а февраль - 148. Напомним, что начало 2014-го тоже было весьма нехарактерным для загородного рынка: всплеск продаж в январе и феврале тогда был спровоцирован патриотическими настроениями (победа в Сочи, «Крымнаш»). Тем не менее показатели первых месяцев 2015-го – самые низкие за всю историю наблюдений (то есть за последние пять лет).

«Особенно контрастно эти цифры выглядят на фоне рекордных продаж последнего месяца 2014 года, когда в статистике информобмена наблюдался нехарактерный всплеск спроса. Тогда за месяц было заключено 163 сделки, а обычно декабрьские продажи находятся примерно на одном уровне с январскими и февральскими», - отмечает руководитель Бюро аналитики по рынку недвижимости Дмитрий Сперанский.

Соответственно, в полтора-два раза сократилась и выручка застройщиков. В январе девелоперы, участвующие в информобмене, заработали 148 млн рублей, в феврале – 263 млн. В январе 2014-го этот показатель составил 289 млн рублей, в феврале – 326 млн.

Сделок с коттеджами никогда не было особенно много, но теперь они и вовсе стали редкостью: два дома продано в январе и четыре в феврале.

Число реализуемых таун-хаусов по сравнению с прошлым годом также сократилось в разы: 14 сделок прошло в январе и 15 – в феврале.  Меньше всего пострадали продажи участков без подряда: такие объекты продаются лишь в полтора раза хуже, чем год назад (43 участка в январе и 60 – в феврале).

Средняя цена сотки в феврале подросла до 189 000 рублей. Рост спровоцировали несколько крупных сделок в проектах «Охтинский парк» и «Гармония».

На двукратное снижение сделок застройщики реагируют по-разному. Специалисты Бюро аналитики расспросили представителей 40 компаний о дальнейших планах.

Оказалось, что 12 из них решили временно прекратить любую активность по продажам, рекламе и продвижению. Они значительно урезали рекламный бюджет (или вовсе его упразднили), сократили сотрудников, отказались от вывода новых проектов. Еще 11 компаний, хотя и понимают всю серьезность ситуации, намерены усилить свое влияние на рынке. При этом, они, конечно, оптимизируют и перераспределяют затраты на рекламу (как правило, за счет печати фирменных папок-ручек-календарей), но в целом готовятся увеличить бюджет на продвижение, выводить новые проекты, активно продавать имеющиеся поселки.  Остальные компании пока не намерены ничего менять в своей работе.

Примечательно, что особенным спросом стала пользоваться аналитика. Компании тратят силы на сбор собственной информации, при этом покупают для сверки данные других консалтинговых служб.

Мнения экспертов:

Алексей Баринов, коммерческий директор компании «Айдадом»:

- Снижение спроса в феврале вполне ожидаемо. Тем не менее оно не превысило критической отметки и составило не более 20% по статистике продаж в нашей компании. Оценивать ситуацию на рынке пока рано: март и апрель покажут, чего ждать от этого года. Мы рассчитываем выдержать плановые показатели, в том числе за счет вывода новых проектов и новых очередей строительства в существующих поселках.

 

Сергей Муканаев, совладелец поселка «Балаково»:

- Мы видим на примере нашего проекта и проектов наших коллег, что покупатели сегодня осторожничают, не торопятся заключать договоры. Нет причин опускать руки. Мы оцениваем наши шансы распродать последние дома в поселке «Балаково» как высокие: в непростой экономической ситуации готовые дома будут пользоваться спросом. Поэтому мы активизировали рекламу и продвижение проекта. А также рассматриваем целесообразность введения нового предложения – домов с полной чистовой отделкой.

 

Евгений Айтжанов, генеральный директор «АТС Малиновка - управление дачными поселками»:

- Покупатели все чаще интересуются, можем ли мы обещать обратный выкуп участка. Впервые подобные идеи прозвучали в ноябре 2014 года. Мы намерены двигаться за спросом, поэтому сейчас разрабатываем подобную услугу и в скором времени апробируем ее.

 

Дмитрий Новосельцев, председатель совета директоров «1-й Академии недвижимости»:

- Сегодня рассрочки становятся решающим двигателем продаж, поскольку в последнее время многие банки отказались выдавать ипотеку под участки. Поэтому мы начнем еще активнее использовать этот инструмент.

Справка об информационном обмене

Проект обмена информацией аккумулирует данные о сделках в 80 проектах загородной застройки.

Участники информобмена: НЖК-СПб, ГК «Стинком», «ПулЭкспресс Групп», ГК «Кивеннапа», «Ландскрона девелопмент», «БТК девелопмент», «Старт-Девелопмент», «Тимбер Продукт», Land Aspect, «Гарант-девелопмент», RusWoodHouse, «Изумрудная долина», «1-я Академия недвижимости», FD Group, ПАН, АТС «Малиновка», «ЕвроСтиль», «Северная недвижимость», «Русь: Новые Территории», «Факт», Etiсa Development, «Единство», «Олимп-2000», Landkey, «Сити 78», «Адвекон», «Нитис», Jensen Group, застройщики – частные лица.

Динамика продаж

Период

участки

коттеджи

таун-хаузы

январь 14

69

4

30

февраль

79

15

54

март

100

11

50

апрель

116

13

58

май

116

8

39

июнь

99

5

35

июль

123

4

30

август

107

7

31

сентябрь

96

6

25

октябрь

101

8

17

ноябрь

98

5

18

декабрь

135

15

13

январь 15

43

2

14

февраль

60

4

15

Данные БАРН по участникам информационного обмена

comments powered by HyperComments

апрель 2015

Домашний круг