973
0
Синочкин Дмитрий Юрьевич

«Полтава» рождается из ребра

В Лахте, на территории Яхтенного порта «Геркулес», стучат топоры. Линейный корабль «Полтава» - главный элемент будущего морского музея – обретает четкие контуры.

Мидель-шпангоут корабля заложен в июне 2013-го. За осень-зиму были изготовлены части набора корабля и выстроен большой сборочный ангар.

В конце февраля в новом ангаре состоялась закладка корабля: были соединены две первые штуки (части) киля. Сейчас на нем стоит уже 11 шпангоутов, 12-й и 13-й собирают из футоксов.

Исследователи этой зимой выяснили, как выглядели пушки петровской «Полтавы». Нашли материалы в Артиллерийском музее. Сейчас идет подготовка к отливке орудий. 

Заработал сайт http://poltava1712.ru, созданы группы в социальных сетях.

1 мая откроется экскурсионный сезон. Подготовлен специальный маршрут по верфи, для гостей в сборочном ангаре оборудована смотровая галерея. (Это правильная европейская практика: голландцы из строительства исторических кораблей-реплик в Лелистадте вообще устроили непрерывное туристическое шоу.)

Еще важный факт: появились новые попечители, помогающие строить «Полтаву». Заключены соглашения с фирмой по производству деревообрабатывающих станков Jet, с производителем пропитки для дерева НПО «НОРТ», инструменты на верфь поставит компания Felisatti, бензопилы - Stihl. (Организаторы проекта специально просили упомянуть эти компании, что мы с удовольствием и делаем!)

Создание музея и воссоздание корабля - совместный проект Яхт-клуба Санкт-Петербурга и Газпрома. 
Метод, выбранный для воссоздания «Полтавы», командор Яхт-клуба Владимир Любомиров называет «бескомпромиссной реконструкцией»: теми же инструментами, из такого же дерева, по уцелевшим и восстановленным чертежам. 

Воссоздание парусников – мировая тенденция. Сохранившиеся до наших дней корабли, конечно, стоят в доках: на суше прописались британские «Катти Сарк» и «Виктория», огромная экспозиция развернута вокруг шведского флагмана «Васа»… 

Реплики (воссозданные корабли) иногда выходят в море, как, например, голландский парусник «Батавия». Американский «Баунти» недавно затонул из-за урагана «Сэнди»… 

В России таких кораблей нет. Фрегат «Штандарт» только на верхнюю половину историчен. 

И кстати, о приоритетах. В 2018 году исполняется триста лет первому в мире яхт-клубу. Он назывался «Невская флотилия». Британский «Корк» был зарегистрирован на несколько лет позднее, в 1726-м. Правда, гордые бритты отказываются признавать первенство — говорят, у нас не вполне соблюдался принцип «добровольного участия». Но никто не спорит с тем, что именно в Петербурге прошли первые гонки парусников.

Здание музея в Лахте будет по форме напоминать волну. Авторы проекта - архитекторы Владимир Любомиров и Сергей Юшканцев. И если в постройке корабля добиваются аутентичности и подлинности, то подача исторических материалов экспозиции будет предельно современной. Концепцию музея разрабатывает архитектор Ольга Павлова. 

Десять небольших залов последовательно развернут историю про Петра и море: Измайлово, первый ботик, Плещеево озеро, Азовские походы, «Великое посольство» в Европу, Гангутское сражение… Задача - не столько напичкать посетителей информацией, сколько создать впечатление. Будут использованы не только видеоряд, но и звуки, запахи; предметы можно будет крутить и трогать, в морских сражениях — «сыграть» за одну из сторон… «Мы хотим увязать не прошлое с настоящим, а настоящее с будущим. Музей должен быть интересным и через 50 лет», — резюмирует Владимир Любомиров. 

К сведению

Параметры «Полтавы»: длина — 39,83 м, ширина без обшивки — 11,7 м, глубина интрюма (от палубы до обшивки днища) — 4,64 м. Высота грот-мачты — 25,6 м, фок-мачты — 22,8, бизань-мачты — 17 м. 
«Полтава» была заложена на верфях Адмиралтейства в декабре 1709-го. Спущена на воду в июне 1712-го.
Корабль нес 54 пушки: по 22 орудия на нижней палубе и на опер-деке и 10 — на квартер-деке и форкастле.

comments powered by HyperComments

апрель 2014