1698
0
Дмитрий Синочкин

Начальник отдела налогообложения физ. лиц УФНО по ЛО Николай Бернадский: «Платить налоги никто не любит»

У американцев есть поговорка: «В жизни неизбежны только две вещи: смерть и налоги». В прежней, советской жизни мы про налоги почти не думали: ну, подоходный. Да еще «за бездетность». Имущественные налоги нас интересовали мало, потому что имущества практически не было. Но последние 20 лет многое изменили. Предприниматели знают эту тему очень хорошо, рядовые граждане ориентируются в ней менее уверенно. Однако предстоящее введение единого налога на недвижимость коснется абсолютного большинства налогоплательщиков.

– Есть какие-нибудь региональные особенности в работе Управления?

– Наши функции и задачи определены законодательством РФ, здесь никакой специфики нет. Могут быть нюансы, зависящие от региона. Например, в Петербурге на порядок меньше участков, которые принадлежат физическим лицам… В Ленобласти же более миллиона граждан — собственников земли.

– Как начисляются имущественные налоги?

– Сначала мы получаем от регистрирующих органов необходимые для этого  сведения. Управление Росреестра по ЛО предоставляет данные об участке: о его правообладателе, характеристиках, площади, кадастровой оценке и пр. На их основании формируем налоговую базу, рассчитываем налог, направляем налогоплательщику уведомление и платежный документ. Сроки уплаты налогов по регионам РФ  разнятся. У нас это 1 ноября. Уведомления и платежные документы рассылаем до июля.

– Налог на имущество приходит вместе с земельным?

– У нас единое налоговое уведомление. Впрочем, человек может получить и не одно уведомление, если участок в области, а сам он зарегистрирован в Петербурге, там же у него квартира и машина.
По налогу на имущество мы также получаем сведения о правообладателе из Росреестра (ранее сведения об инвентаризационной оценке давала Лен-облинвентаризация, но с прошлого года эта обязанность возложена на органы  Росреестра). По транспорту — ГИБДД, общая структура для города и области. Еще есть Ростехнадзор, ГИМС МЧС, Рос-авиация — они предоставляют данные по транспортным средствам.

– За незавершенный объект надо платить налог?

– У нас пока еще нет налога на недвижимость — мы можем говорить только о налоге на имущество. Причем оценку выполняем не мы (раньше — БТИ, теперь — Росреестр). Человек может строить дом хоть 20 лет. Но если он продает надел вместе с недостроем, если он хочет зафиксировать незавершенный объект у себя на участке — это его право.

– Областные чиновники говорят о массе незарегистрированной недвижимости. Ведь пока гражданин не зарегистрировал постройку — дома у него юридически нет. Значит, нет и налога. Сколько таких объектов — известно?

– Трудно сказать… На доме ведь не написано, сдан он в эксплуатацию или нет. Необходима сплошная инвентаризация. Стимулировать людей к регистрации — это не совсем наша обязанность. Свои предложения по этому поводу мы давали. Правда, реализации этих предложений пока не видим.

– Как определяется кадастровая цена земли?

– Массовая оценка земель в области проводилась в 2005 году. В последующие годы была переоценка. В частности,  2007-м переоценили земли поселений, в 2010-м — земли садоводств и ДНП. За предоставление в налоговые органы сведений об оценке участков ответственность несет Росреестр. Ставки налога устанавливаются на федеральном и местном уровнях. Если местные власти этого не сделали — будем исходить из федеральных нормативов. Ставка 0,3% — для земель сельхозназначения (включая те же ДНП и садоводства), для занятых жилищным фондом и приобретенных для ведения ЛПХ; 1,5% — для остальных. Если случаются ошибки (например, завышенная кадастровая стоимость), налогоплательщик часто сначала обращается к нам, и мы уже уточняем кадастровую оценку в органах Росреестра.

– Часто ли оспаривают налоги в суде или в досудебном порядке?

– Требования перерассчитать налог есть. Но пока это не массовое явление. Если к нам поступает решение суда о том, что кадастровая оценка по такому-то участку признана недействительной, и нам предоставляются новые цифры, — мы обязаны сделать перерасчет.

Например, если садовый участок площадью 6 соток оценен в 600 000 рублей, а раньше он стоил в 10 раз меньше, конечно, человек не понимает, почему так резко изменилась сумма. Для некоторых граждан это ощутимо, для пенсионеров например. Кроме налога есть ведь еще и сборы в СНТ, и порой тоже довольно высокие. И транспортные расходы, что для отдаленных садоводств тоже немало.

– Как меняются год от года поступления от налога на землю?

– У нас очень хорошая динамика. Отчасти это связано с тем, что налоговые органы постоянно актуализируют налоговую базу. Бывает так: есть правообладатель, но нет кадастровой оценки. Или, наоборот, участок поставлен на кадастровый учет, а кто собственник — неизвестно, каких-то характеристик не хватает, идет приватизация в садоводствах, где-то в районах еще раздают землю и т.д.

Но если мы хотим понять, как на самом деле изменилась налоговая нагрузка, надо принимать во внимание инфляционную составляющую, изменение уровня доходов налогоплательщиков.

– Разговоры о введении единого налога, о налогообложении имущества по рыночной стоимости идут уже много лет. Почему так долго государство не принимает решение?

– Я могу только предполагать… Это затрагивает интересы десятков миллионов людей. Это очень чувствительная тема и с политической точки зрения, и с социальной. У нас далеко не все хорошо материально обеспечены, и если налог получится неподъемным…

– Еще спорят о том, каким будет необлагаемый минимум: 6 соток, 20 кв.м квартиры…

– Эти нерешенные вопросы и не дают сдвинуться с места. Какой закон примут — такой и будет исполняться. Но он не должен отклоняться от здравого смысла. Налог должен быть таким, чтобы нормальный, обычный человек мог его заплатить.

– В конце прошлого года Управление Росреестра отчиталось о завершении кадастровой оценки объектов недвижимости. Но губернатор отказался ее принимать.

– Не хотел бы комментировать. Но допускаю, что губернатор исходил из похожих соображений. Рискну предположить, что оценка получилась довольно высокая. Если для части налогоплательщиков цифра окажется неподъемной, если заплатить будет сложно — надо подумать о последствиях такого шага.

– Есть опасения, что ОМСУ будут устанавливать максимальные ставки, чтобы максимально наполнить свои бюджеты. И вызовут вполне понятное недовольство. Федеральная власть ограничивает только верхнюю ставку. Насколько об-основаны эти опасения?

– Мы можем судить, например, по тому, как муниципалитеты устанавливают льготы. У них есть такое право — ввести вычеты из налогооблагаемой базы по земельному налогу для определенных категорий населения. Например, для инвалидов Великой Отечественной войны. Я бы не сказал, что многие ОМСУ пользуются таким правом. Они считают свои деньги.

А федеральная льгота — это вычет из кадастровой стоимости 10 000 рублей. Налог уменьшается на 30 рублей в год. Ни о чем.

Так что эти опасения не беспочвенны. Для муниципалитетов земельный налог действительно один из важнейших   бюджетообразующих налогов. А вот по налогу на имущество сумма, собираемая в области, не превышает 200 млн рублей. Это очень мало. При этом более 90% объектов недвижимости в области имеют инвентаризационную оценку ниже 300 000 рублей и облагаются по минимальной ставке — 0,1%.

– Получается многоуровневая проблема. Есть психология гражданина, для которого резкое увеличение налога — новость неприятная. Даже если это рост от небольшой суммы. Далее — муниципалы хотят наполнить бюджет и вряд ли будут идти на поблажки населению, потому что не очень-то от него зависят…

– Нет, население все-таки влияет на налоговую политику местной власти. Хотя бы там, где существуют серьезные сообщества (ветеранов, афганцев), которые умеют отстаивать свои права, свои интересы. И ОМСУ могут предоставлять льготы...

– …Урезая собственные доходы.

– Да, конечно.

– С трудом представляю такую картину… И третий уровень — федеральные власти, которые много говорят о едином налоге, но не спешат его вводить, — отчасти по причинам, которые вы обозначили.
– Не то чтобы не спешат — цена вопроса очень высока. В обществе должно сохраняться согласие.

– Помните, как вводили монетизацию льгот?

– Да, и это красноречивый опыт. Потому что монетизация льгот как раз и затронула наименее защищенную часть общества, к тому же — людей, которые и так много потеряли в новых экономических условиях. И граждане посчитали свои права ущемленными.

В данном случае речь идет о более широкой категории лиц. Но в любом случае налог должен быть прозрачен и понятен: вот эту сумму я плачу — и понимаю, почему.

Хотя налоги платить не любит никто.

– Но 200 млн рублей — это же доли процента от доходов областного бюджета.

– В прошлом году консолидированный бюджет области составил 83 млрд. Надо, конечно, учитывать, что налог на имущество поступает в муниципальные бюджеты. Но все равно — очень маленькие суммы.

– Премьер-министр Дмитрий Медведев недавно сказал, что главная задача налоговой реформы — не столько повысить налоги, сколько вывести из тени тех, кто владеет имуществом, но не платит за него. Людей с неоформленными участками,  с незарегистрированными домиками и так далее. По области есть такой резерв?

– Конечно, есть. Насколько он значителен — судить трудно. Однако  жизнь сама вносит изменения по объектам, которые не прошли государственную регистрацию: кто-то решил продать свое добро, кто-то — подарить, кто-то умер — имущество идет в гражданский оборот, и сведения о нем попадают в том числе и в налоговые органы, и по нему начинают исчисляться налоги. Но ситуация по районам очень разная.

– Для сельхозземель установлен льготный налоговый режим. Но именно на таких землях и строятся многочисленные ДНП и СНТ.

– По этим объектам устанавливается вид разрешенного использования — под дачное строительство. И налоговая ставка будет зависеть от вида разрешенного использования.

– Хорошо, рассмотрим спорную ситуацию. Вот человек исхитрился, построил домик, даже зарегистрировал — ну, скажем, на землях Ржевского полигона. А участок он оформить не может, потому что это земли Минобороны. Ему насчитают земельный налог?

– Начисление налога возможно лишь на основании сведений регистрирующих органов. Ответственность налогоплательщика наступает с момента, когда налоговый орган направил ему уведомление и платежный документ. Мы не можем предъявить гражданину какие-либо претензии, если не выполнили свои обязанности. Однако хочу отметить, что налоговые органы весьма инициативны. Получив часть сведений, необходимых для исчисления имущественных налогов, мы добиваемся и получения остальных.

– Есть ли случаи отказа от участков, попытки вернуть их государству?

– Были. Человек отказался от участка  в садоводстве. Написал заявление в администрацию и расприватизировал свой надел.

– На ваш взгляд, какова нормальная доля имущественных налогов в доходной части местного бюджета?

– Не менее 50%. Это если суммировать имущественные налоги граждан и организаций. 

к сведению

В 2010 году земельный налог в Ленобласти платили 506 896 человек. От них поступила сумма  284 408 тысяч рублей. Получается по 561 рубль на плательщика-«физика».

В 2011 году порядок уплаты налога изменился (платеж рассчитывается за предыдущий период). Граждане в 2011-м и 2012 году перечислили сумму в 719 606 тысяч, в пересчете на одного плательщика — 1231,5 рубля. Налог вырос, но суммы пока не критичные.

если понравилась статья - поделитесь:

апрель 2013