2067
0
Дмитрий Синочкин

Куда не ходят поезда

Структурная реформа на железнодорожном транспорте создала 22 новые компании — «региональных монополистов». Одна из них, ОАО «Северо-Западная пригородная пассажирская компания» (СЗ ППК), обеспечивает пригородные перевозки в Ленобласти и еще в семи регионах Северо-Запада.

Размеры движения перевозчик определяет собственные затраты. Тариф на перевозку пассажиров пригородными поездами устанавливается после того, как Комитет по тарифам и ценовой политике ЛО рассмотрит представленные материалы. Он фиксируется двухсторонним договором между областным правительством и перевозчиком.

В рамках реформы руководство ОАО «СЗ ППК» в 2009–2010 годах провело секвестицию некоторых пригородных маршрутов. В частности, прекратилось движение электричек на участке Лужайки — Бусловское. Через Гатчину Товарную (и обратно) движение на окружном маршруте сократилось до минимума (остались только поезда в утренние и вечерние часы). На участке Гатчина — Ивангород дизельные поезда заменили на дизель-электровозы, что позволило снизить расходы на перевозки до 45—50%.

Все эти изменения, по мнению железнодорожников, существенно не повлияли на условия и качество перевозки населения, а вот отмена с 10 января 2011 года электрички до Краснофлотска (пос. Красная Горка) привела около 400 жителей поселка в состояние растерянности и уныния. Разбираясь в обстоятельствах этого события, нельзя пройти мимо нескольких нерешенных проблем. У перевозчика нет своего подвижного состава, локомотивных бригад и прочих элементов железнодорожной инфраструктуры. Он арендует их у холдинга ОАО «РЖД» по договорным ценам, что сильно влияет на тариф. Еще одно обстоятельство, приведшее как к удорожанию поездок в 2011 году, так и к секвестициям, — нет четкого решения Минфина РФ о порядке покрытия убытков от пассажирских перевозок на всей территории РФ.

По заявлению генерального директора СЗ ППК Константина Воронцова, Ленобласть — единственный субъект федерации, в бюджете которого нет статьи на покрытие расходов на пригородные перевозки.

На Северо-Западе, возможно, это и так, однако по состоянию на 01.07.2010 еще шесть субъектов РФ находятся в стане «уклонистов». Это Москва, Краснодар-ский, Приморский и Ставропольский края, Вологодская и Калининградская области.

Правительство ЛО считает, что федеральные субсидии (а не дотации) должны направляться непосредственно в адрес ОАО «СЗ ППК».

Перевозчик с этим принципиально не согласен. Некая сложность в отношениях между ЛО и ОАО «СЗ ППК» связана еще и с тем, что в 2005 году областное правительство воздержалось от участия в акционировании СЗ ППК, что предусматривала проводимая реформа. По мнению генерального директора компании Константина Воронцова, сегодня ЛО не может стать акционером ни путем эмиссии акций, ни путем перераспределения имеющегося пакета. Причина — ожидаемые убытки ОАО «СЗ ППК» по итогам 2010 года в размере около 2 млрд руб. Летом 2010-го компания-перевозчик обратила внимание КТТП ЛО на то, что себестоимость перевозки одного пассажира на участке Лебяжье — Краснофлотск составила 50 руб./км, а фактическая оплата — 1,5 руб./км. Убыток от этого в 2010 году составил 4 млн руб. КТТП ЛО принял во внимание эту информацию и решил не включать в заявку на 2011 год указанный участок. По заявлению администрации Ломоносовского МО, жители Краснофлотска могли бы добираться до ближайшей платформы Лебяжье автобусом №672. Однако расписание движения автобуса не стыкуется с движением электрички. Более того, дорога оказалась в неудовлетворительном состоянии. Местная власть практически не занимается ремонтом Красногорского шоссе. Кроме того, берег, который ежегодно обваливается и грозит окончательно разрушить дорогу, не укрепляется. До трассы на самом опасном участке уже осталось 7–8 метров. Автобусный перевозчик — ООО «Вест-Сервис»—  не раз заявлял администрации МО «Лебяженское городское поселение» Ломоносовского муниципального района о том, что осуществлять безаварийные перевозки на этом маршруте невозможно. По последним сведениям, первый автобус Краснофлотск — Лебяжье регулярно отправляется в 6.00, последний — Лебяжье — Краснофлотск — в 21.30.

В сложившейся ситуации вполне логичным решением выглядят переговоры специалистов КТТП ЛО, ОАО «СЗ ППК» и заинтересованных администраций МО. Цель — создать единую транспортную сеть, в которую могли бы войти все средства публичной перевозки: электрички, речной, воздушный и автомобильный транспорт. Ведь постоянное надежное сообщение является, пожалуй, главным показателем качества жизни в пригороде.

Николай Шаров

к сведению

СЕКВЕСТИЦИЯ — реструктуризация государственного бюджета для сокращения отдельных расходных статей.
/Словарь иностранных слов

к сведению

В некоторых странах (Японии, Китае) билет для проезда в электричке надо сдавать, выходя из вагона. Это и борьба с безбилетниками, и простой способ оценки прибыльности перевозок по конкретному маршруту в реальном времени. На основании полученных достоверных данных удается эффективно регулировать как объемы движения, так и маршруты.

В собственности ОАО «СЗ ППК» находятся кассовые терминалы, подключенные к системе «Экспресс», и электронные «сторожа» АСОКУПЭ. К сожалению, «сторожа» установлены только на вокзалах и на некоторых платформах, например в Девяткино. Так что безбилетный проезд и прямая оплата нагрянувшему контролеру — прямые составляющие общего убытка.

к сведению

В 2010 году закончился срок структурной реформы на железнодорожном транспорте, проводимой по Постановлению правительства РФ от 18 мая 2001-го. Три этапа реформы были направлены на всестороннее совершенствование системы управления ОАО «РЖД». На последнем этапе (2006–2010 гг.) предусматривались создание конкурентного рынка железнодорожных перевозок, передача локомотивов и парка грузовых вагонов в частную собственность, создание конкурирующих между собой железнодорожных компаний. Результаты реформы восприняты по-разному.

Представители грузоотправителей и перевозчиков, эксперты отраслевых структур и ассоциаций, общественных организаций и властных структур при оценке по 5-балльной шкале выставили 2,5 балла. Эксперты ВЦИОМ отметили незначительный приток частных инвестиций в развитие инфраструктуры ж/д транспорта. Так, в 2009-м общий размер инвестиционной программы ОАО «РЖД» составил 252,2 млрд рублей, из которых 81,2% было профинансировано за счет средств самого холдинга. В 2008-м убытки от этих перевозок составили 31,7 млрд рублей в дальнем следовании и 34,8 млрд — в пригородном сообщении. По мнению специалистов Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, существующая нормативно-правовая база не способствует появлению разных перевозчиков и предоставлению им доступа к инфраструктуре. Правительство РФ приняло решение продлить программу реформирования ОАО «РЖД» до 2015 года — «с учетом высказанных замечаний и предложений в ходе ее широкого обсуждения».

экспертный курултай

Павел Бурцев, заместитель начальника ОАО «РЖД»:

– В большинстве развитых европейских стран государство участвует в субсидировании транспортных убытков, связанных с перевозкой населения пригородным ж/д транспортом. Образцом можно назвать Германию. Перевозчик несет около 30% затрат. Еще 10–15% покрывается за счет коммерческой деятельности (торговля на ж/д станциях, оказание прочих услуг). Остальные 60% идут из федерального и местных бюджетов всех 16 земель Германии. Расходы населения на транспортные услуги выше 7% от дохода считаются недопустимыми. За прошедший год ОАО «СЗ ППК» за счет проданных билетов покрыло 77% затрат. Это значит, что население уже оплатило львиную долю расходов в дополнение к налогу на физическое лицо, перечисленному в госбюджет. При этом Минфин РФ больше года не может определить порядок компенсации убытков из федерального бюджета и субъектами федерации.

если понравилась статья - поделитесь:

апрель 2011