1452
0
Дмитрий Синочкин

Чужие паруса на горизонте

В Думу внесен законопроект, предусматри-вающий изменение правил передвижения маломерных судов под иностранным флагом по рекам и озерам России.

Перемены касаются маломерных пассажирских, спортивных и прогулочных судов (не более дюжины пассажиров, 18 человек — вместе с экипажем). То есть речь идет прежде всего о катерах и яхтах.

Сегодня эти плавсредства обязаны получать специальные разрешения на проход по внутренним водным путям и на протяжении всего маршрута пользоваться услугами лоцмана. Чтобы получить такое разрешение, надо потратить от нескольких месяцев до полугода. Что сводит количество желающих пройти, скажем, от Балтики до Волги под парусом к исчезающе малым величинам.

Цель разработанных законодателями поправок — стимулировать развитие въездного туризма. По мнению участников деловой встречи «Туризм и отдых на воде. Яхтенный туризм», только Петербург и Северо-Запад могут посещать около 16 000 маломерных судов в год. Поправки активно лоббировались членами Российского союза туриндустрии (РСТ).

Поправки предусматривают заявительный порядок: зарубежному яхтсмену будет достаточно иметь на борту документы, предусмотренные международными правилами и конвенциями. Услуги лоцмана станут обязательны лишь в определенных районах плавания, а для отдельных категорий судов — отменены вовсе.

Законопроект еще должен пройти все три чтения в Думе; кроме того, понадобится специальное постановление правительства РФ. Так что раньше чем к навигации 2012-го перемен ждать не стоит.

Впрочем, совладелец яхтенного порта «Геркулес» Владимир Любомиров считает, что поправки, даже будучи принятыми, радикально не изменят сложившуюся ситуацию. Проблема не столько в том, что долго и хлопотно получать разрешение. Важнее другое — у нас совершенно не развита сопутствующая инфраструктура: нет заправок, стоянок, причалов и так далее. Ну, войдет голландская яхта в Неву — и куда она двинется дальше? А инфраструктура для яхтенного туризма — дело очень затратное. Гидротехнические сооружения (причалы, стенки и прочее) стоят дорого и окупаются очень долго, если окупаются вообще. Без участия государства — на условиях концессии, частно-государственного партнерства или как-то еще — эту проблему не решить.

Если государство вложится в проекты с долгой окупаемостью — частный бизнес тут же подсуетится: начнет выкупать лодки, сдавать их в аренду. Как это, собственно, и происходит в Европе. Тогда уже можно будет говорить о мультипликационном эффекте: о создании новых рабочих мест и пр.

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин также отмечает, что открытие россий-ских рек для иностранных катеров и яхт должно сработать не только на рост турпотока из-за рубежа, но и на развитие инфраструктуры водного туризма в России. Для приема яхтенных туристов нужны удобные, хорошо обустроенные пристани, плавучие топливные заправки, новые отели на дебаркадерах и прибрежной полосе с яхтенными стоянками — в общем, все то, чего так не хватает сегодня и российским любителям водных путешествий.

Дмитрий Синочкин

если понравилась статья - поделитесь:

апрель 2011