1384
0
Дмитрий Синочкин

Бумажная революция

Отменяется «перевод земель из одной категории в другую». Муниципалитетам в большинстве случаев не нужно будет согласовывать территориальные схемы и публиковать их в официальном порядке. Вся основная информация о границах и объектах будет размещена в Интернете, на портале региональной геоинформационной системы.

Это лишь часть революционных изменений, заложенных в пакете поправок в Градостроительный и Земельный кодексы, а также в другие законодательные акты. Документ принят Думой и утвержден Советом Федерации. Стартовала давно обещанная программа «снижения административных барьеров» в строительстве.

Программа реформ была подготовлена и заявлена Минэкономразвития в конце 2009 года по поручению президента Дмитрия Медведева.

(Не обошлось без детектива. В пояснительной записке к законопроекту есть ссылка на «поручение президента №3499». Но самого поручения на президентском сайте — нет…)

Главная цель масштабных поправок — формирование до 1 июля 2011-го федеральной государственной географической системы территориального планирования. Кроме того, в 2011 году планируется создать единый сайт, на котором будут размещаться все проекты документов территориального планирования.

Закон также упрощает требования к документам территориального планирования, исключается излишняя или избыточная информация. (Например, теперь нет необходимости отражать в каждом документе цели и задачи территориального планирования, а также перечень мероприятий по нему.) Значительно сокращается объем обосновывающих материалов: исключена необходимость отображать границы участков, на которых расположены объекты капитального строительства, а также пятен, предоставленных под размещение таких объектов.

Из Градостроительного кодекса исключено требование проводить государственную экспертизу по проектам документов территориального планирования.

Подробный анализ документа, который занимает почти 100 страниц и содержит многочисленные отсылки к другим нормативным актам, — дело ближайших месяцев. (Этому, в частности, будут посвящены материалы в следующем номере нашего журнала.)

По замыслу разработчиков документа, в ближайшие полгода-год необходимо выстроить последовательную «пирамиду документооборота». Федеральные территориальные схемы размещаются на портале правительства, схемы субъектов федерации и муниципальных образований — на соответствующих сайтах. Согласования понадобятся только в тех случаях, когда объекты капитального строительства «наползают» друг на друга или вторгаются в охраняемые зоны.

Вместо «перевода земель из одной категории в другую» закон предлагает обойтись «изменением границ населенных пунктов». Словосочетание «черта поселения» упраздняется вовсе.

Закон вступает в силу с момента официальной публикации. На момент подготовки материала президент его еще не подписал.

Юристы предвидят неизбежную путаницу: какое-то время старые и новые правила будут действовать параллельно.

Плюсы и минусы нового порядка выяснятся только на практике.

Участники рынка полагают, что масштабные изменения прежде всего затронут «пограничные зоны», где ведется комплексное строительство: Кудрово, Юкки, Ново-Девяткино, Мельничный Ручей, Янино и пр.

Глава Сланцевского района и координатор программы «Свой дом» по Ленобласти Владимир Петров уточняет: «Конечно, снижение бюрократических барьеров пойдет только на пользу строительной отрасли и программе развития малоэтажки. Важно, чтобы был предусмотрен и расписан по этапам переходный период. Чтобы новые правила не резали проекты пополам, как это получилось в Петербурге при введении ПЗЗ. Новый порядок снизит экономическую нагрузку на муниципалитеты. Ну а когда (и если) заработает единая геоинформационная система — всем землепользователям станет легче жить».

Дмитрий Некрестьянов, руководитель практики по недвижимости и инвестициям компании «Качкин и Партнеры», уточняет: «С учетом того, что во многих субъектах РФ (например, в Ленинградской области) документы территориального планирования до сих пор не разработаны, эти изменения более чем актуальны. Да и для Петербурга поправки немаловажны.

В законе нашли отражение несколько выявленных практикой решений: прямо предусмотрена возможность разработки документов территориального планирования за счет заинтересованных лиц; установлены ограничения перечня тех, чье мнение должно учитываться при внесении изменений в документы терпланирования (теперь это только лица, чьи интересы затрагиваются напрямую), и многое другое. Самой важной, на мой взгляд, является норма о создании единой электронной базы».

Дмитрий Синочкин

если понравилась статья - поделитесь:

апрель 2011