1345
0
Дмитрий Синочкин

Техпаспорт на память

Первого марта вступил в силу Закон №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Конечно, законодатели хотели «как лучше». По ранее действовавшему закону кадастровому учету подлежали только участки. По новым правилам в единый кадастр включается любое недвижимое имущество (в том числе и подземные объекты).

Каждому объекту присваивается уникальный номер. К 2011 году правительство РФ планирует завершить единый кадастр. С этого года новые правила коснутся земли, с 2010-го — всех объектов недвижимости. В тексте закона оговорено, что до 2010-го кадастровые реестры будет, как и прежде, вести Роснедвижимость, а обмер зданий и помещений осуществлять БТИ. Полномочия и компетенция региональных органов землеустройства остаются неясными. Кадастровой деятельностью теперь вправе заниматься любой гражданин с аттестатом кадастрового инженера. Высшего образования для получения этой специальности не требуется.

С чем придется столкнуться гражданам, пришедшим в БТИ за документами после 1 марта, какие проблемы создает новый закон, читателям «Пригорода» поясняет генеральный директор ГУП «Леноблинвентаризация» Ирина Черных.

– К чему готовиться клиентам БТИ?

– Прежде всего, им придется правильно сформулировать, что именно они хотят от нас получить, то есть какой документ им нужен. Наши законодатели считают, что при проведении технической инвентаризации мы получаем об объекте избыточную информацию, которая владельцам недвижимости не нужна. Поэтому в рамках реализации закона приказ Минюста от 18 февраля 2008 года №32 утверждает формы кадастровых паспортов, которые мы теперь и будем выдавать вместо привычных для всех технических паспортов.

– Они сильно отличаются?

– Да. В новом законе делается упор на то, чтобы в кадастре учитывать только те сведения, которые необходимы для регистрации прав на объекты недвижимости. Все остальные характеристики, получаемые в процессе проведения техинвентаризации: материал фундамента и стен, параметры помещений, наличие окон, дверных проемов, водопровода, канализации и пр. — в новом паспорте вы не найдете. Он содержит минимум данных и состоит из двух страничек: одна с описанием объекта, вторая — ситуационный план. Чтобы зарегистрировать права этого вполне достаточно. Но закон не учитывает, что все те параметры, которые мы выявляем и описываем в процессе инвентаризации, нужны и для других целей. В частности, мы ежегодно предоставляем информацию о жилом фонде органам статистики, которым как раз и необходимо знать износ дома, есть ли в нем водопровод, газоснабжение и так далее. Ряд дополнительных характеристик (износ объекта недвижимости, его объем) необходим для подсчета инвентаризационной стоимости, которую пока еще никто и ничем не заменил. Именно с этой стоимости берется налог на недвижимость. Кроме того, инвентаризационная стоимость нужна, например, при совершении сделки в нотариальной форме, потому что нотариус в соответствии с ней взимает госпошлину за свои действия. А в новых паспортах графы «инвентаризационная стоимость» нет.

– И как теперь быть гражданам?

– Приходя к нам, люди должны четко понимать, какой документ им нужен. Если он необходим только для регистрации права собственности, то можно обойтись кадастровым паспортом. Любая другая бумага, выданная после 1 марта, будет не действительна для регистрационной службы. Данное правило пока не распространяется на садовые, дачные, индивидуальные жилые дома и гаражи, права на которые оформляются по упрощенной форме в соответствии с так называемым законом «о дачной амнистии». В отношении таких объектов по-прежнему сохраняется возможность регистрации права на основании декларации и оформленного по специально утвержденному шаблону технического паспорта. Особо хочу обратить внимание на то, что все документы, выданные нами до первого марта, действительны и легитимны. Ничего менять и заново получать не надо.

Предвидя возможную путаницу (с теми же нотариусами), мы на своем совещании решили, что в придачу к кадастровому паспорту будем обязательно, «на всякий случай», выдавать гражданам справку об инвентаризационной стоимости недвижимости, при этом никакой дополнительной платы взиматься не будет. Если же гражданину нужен именно технический паспорт, содержащий полное описание объекта недвижимости, то теперь он должен будет в своем заявлении обязательно это указать, чтобы потом к нам не было претензий. Закон пока вступил в силу не в полном объеме. Установлен переходный период до 1 января 2010-го. И в этот период мы должны свою деятельность выполнять в полном объеме: получать всю массу характеристик, которую и получали, полностью вычерчивать все планы, подсчитывать инвентаризационную стоимость и т. д. Кстати, никто не снимал с нас обязанности по окончании года представить в налоговую службу данные обо всех объектах недвижимости, принадлежащих физическим лицам.

Поэтому инвентарное дело мы будем формировать в прежнем объеме и помещать в него тот техпаспорт, который выдавали ранее. Но впоследствии будет собираться только та информация, которая необходима для кадастра.

– Что вы все-таки посоветуете тем, кто собирается оформлять свои права на недвижимость в ближайшее время?

– Как показывает практика, процедура оформления недвижимости с каждым годом становится все сложнее и затратнее. Чтобы не пришлось несколько раз обращаться в БТИ, рекомендую, по крайней мере в переходный период, получать у нас сразу оба документа: и технический, и кадастровый паспорт. Срока действия они не имеют, и рано или поздно — пригодятся.

Наталья БУБНОВА

если понравилась статья - поделитесь:

апрель 2008