Поехали в кредит
На приведение в порядок областных трасс понадобится около 30 млрд рублей — подсчитали в Комиссии по строительству областного Законодательного собрания. На нынешний год область располагает только 5 млрд, часть из которых будет получена из федерального бюджета. В прошлом году губернатор Валерий Сердюков пообещал построить дороги к каждому административному центру.
Таких населенных пунктов в области больше двухсот. В 2007-м расходы на ремонт магистралей и строительство новых заметно возросли, а в нынешнем году ассигнования только на капремонт областных трасс увеличатся до 929 млн руб. Но этой суммы хватит только на 232 км дорожного полотна. А в ремонте нуждаются 1670 км.
По данным проверки, проведенной Генпрокуратурой, восстановление дорог финансируется на 40% от реальной потребности. За год в регионе за счет федеральной казны будет построено всего шесть дорог, все они начаты в прошлые годы. Более четверти выделяемых областью на капремонт средств — 221 млн руб. — на самом деле не областные: «Газпром» возмещает ущерб, нанесенный дорогам Тихвинского и Бокситогорского районов при прокладке трубопровода «Северный поток». Эти деньги уже стали предметом конкуренции: на них претендуют сразу несколько муниципалитетов. Области впервые удалось договориться и с руководством строящейся ЛАЭС-2 о выделении атомщиками 600 млн руб. Они пойдут на восстановление дорог в Сосновом Бору, которые будут использованы в период сооружения станции, а также на создание «обхода» вокруг города.
Чтобы сократить бюджетную нагрузку, часть трасс регион передает из областного в федеральное и муниципальное подчинение. Так, с октября в федеральное ведение переходит автодорога Петербург — Петрозаводск, в том числе строящийся участок от КАД до Скотного. Однако у муниципалитетов, за исключением нескольких городов, денег на пути сообщения нет. Больше миллиарда рублей, ассигнованных в 2007-м на новое дорожное строительство, «провисли»: средства поступили только в ноябре и потому не были освоены. Они пойдут в дело уже в нынешнем году вместе с полутора миллиардами, запланированными на ближайшие месяцы. Благо землеотводы и другие документы готовы, торги проведены и новых не потребуется.
В любом случае обещанная прокладка дорог к центрам муниципальных образований — дело сугубо областное и Москвы не касается. Область готова попросить денег у банков — взаймы. На условиях конкурса и под государственные гарантии. Переговоры с несколькими кредитными организациями уже ведутся. Комитет по дорожному хозяйству намерен занять в течение трех лет 3 млрд руб., подготовлен проект постановления о порядке предоставления займов. Достигнута договоренность и о беспроцентном кредите, который Комитету предоставит холдинг «Возрождение», эксплуатирующий карьер в Малуксе. Деньги пойдут на разработку проекта ремонта 12 километров автодороги Петрово — Малукса и 11 километров дороги Павлово — Луга, а затем и на приведение дороги в порядок.
Область на деньги компании отремонтирует дорогу к ее карьеру, а со временем вернет собственникам одолженные средства. Дорогу Лаврово — Шум — Ратница на участке Дусьево — Войбокало область приведет в порядок на паях с инвестором — ЗАО «Ямалгазинвест». Среди крупных работ нынешнего года — продолжение строительства дороги КАД — Скотное — Магистральное (около 2 млрд руб), реконструкция отдельных участков Дороги жизни (один из лотов в конце февраля проторгован примерно на 120 млн руб.), трассы Лодейное Поле — Вытегра, дороги Кола, подъездов к Луге и ремонт нескольких выездов из Петербурга. 110 млн руб. из областного бюджета выделяется на ремонт дороги, проходящей по Кировску; на федеральные средства будет реконструирован подъезд к городу. Тендер на ремонт 10 км дороги Петербург — Кировск уже проведен, стоимость работ — 292 млн руб. Среди других объектов ремонта — участки Девяткино — Кузьмолово, Петродворец — Кейкино, выезд из города в районе деревни Янино, строительство мостов через р. Хаболовку к Усть-Луге и через Сайменский канал. Необычно теплая зима, разрушившая во многих местах асфальтовое покрытие, потребовала дополнительных средств на ремонт. Судя по всему, без масштабных заимствований дорожники не обойдутся.
Василий КОГАЛОВСКИЙ