654
0
Пронин Александр

КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ БОЛЬНЕЕ?

КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ БОЛЬНЕЕ ?
Классики и психиатры.
Ирина Сироткина. — М.: Новое литературное обозрение, 2008

Не знаю, взялся бы Достоевский учить психологизму американских мастеров хоррора, но у самого Ф.М. в педагогах нужды не было. Решительно не нуждался в них и Николай Васильевич Гоголь, да и граф Лев Николаевич Толстой обходился исключительно собственными умом и душой. Правда, как давно замечали психиатры, умы и души у означенных русских гениев были особые.
И настолько интересные для врачей, что в медицинской литературе даже отдельный жанр сформировался — патография.

Исследованию подобных жизнеописаний (историй настоящих и мнимых писательских болезней) посвящена чрезвычайно интересная книга Ирины Сироткиной. Как и для чего психиатры ставили диагнозы писателям? Почему одни врачи находили у Пушкина, например, различные болезни, а другие, наоборот, считали образцом душевного здоровья? И зачем каждое последующее поколение медиков пересматривало старые диагнозы?

Чем вообще объясняется тот пристальный интерес, с которым в конце XIX — начале XX веков психиатры изучали именно больших писателей?

Эти и многие другие вопросы, поставленные блестящим филологом Сироткиной, обретают в книге удивительные ответы. Если воспринимать психиатрию как часть культуры, многое встает на свои места. Изучая болезни властителей дум, русские психиатры пытались из смотрителей «желтых домов» стать профессиональным сообществом и гуманистическим институтом. Увы, процесс этот прервался, и советские специалисты по душевным болезням находили их у мастеров пера без колебаний и раздумий.

comments powered by HyperComments

апрель 2008