1292
0
Денисов Роман

Реабилитация панели

В советские времена у многих дачников хватало средств только на сборно-щитовые или «фанерные» домики — не слишком теплые и крайне недолговечные. Новые технологии позволяют строить из готовых панелей основательные «зимние» коттеджи или таун-хаузы. Однако негативный стереотип у покупателей остался.

В ПЕТЕРРБУРГЕ и Ленобласти работают около десяти средних и крупных компаний, выпускающих сэндвич-панели для малоэтажного строительства. Некоторые фирмы ориентированы на поставки по всей области и за ее пределы, другие ограничиваются несколькими районами. Доля этой технологии на рынке деревянного домостроения оценивается примерно в 15%.0

СЭНДВИЧ ЧЕРЕЗ ОКЕАН

Сэндвич-панели (трехслойные конструкции с утеплителем внутри) впервые попали к нам из Америки. «В отличие от советских сборных домов нынешние системы легко монтировать, они более надежны и гораздо теплее», — говорит Сергей Шевчук, руководитель компании «Антариус». Впрочем, новые технологии не сразу заслужили доверие покупателя, занимая в общей сложности не более 2–3% рынка. Панельные и каркасно-панельные дома (в первом случае сама панель несет основные нагрузки, во втором они приходятся на каркас) более экономичны, чем обычные постройки из древесного массива: в среднем на них уходит в 1,5–2 раза меньше исходных пиломатериалов. Энергоэффективность таких домов зависит от утеплителя — это может быть пенопласт, какие-нибудь засыпные материалы, стекловолокно или каменная вата. Безремонтный срок службы подобных объектов — не менее 50 лет. Некоторые фирмы говорят о 75 годах. Здесь опять-таки многое зависит от «начинки». Например, производители стекловаты гарантируют только 50 лет беспроблемной отработки своих материалов.

Главные преимущества панельных технологий — высокая скорость строительства и небольшая цена.
В ближайшее время под Петербургом заработает крупнейшее производство каркасно-панельных домов. Проект реализует управляющая компания «Балтрос». (См. интервью с генеральным директором компании Олегом Ереминым в этом же номере.) На домостроительном комбинате «Славянский» в Пушкине начнут изготавливать до 3000 объектов (примерно 360 000 кв.м жилья) в год. Основную долю составят двухэтажные односемейные дома площадью от 90 до 120 кв.м, предназначенные для размещения на участках площадью 300–500 кв.м. Кроме того, наладят выпуск двухэтажных таун-хаузов с квартирами площадью от 40 до 70 кв.м. Компания самостоятельно планирует застраивать два крупных жилых квартала — «Славянка» и «Новая Ижора». В качестве внутренней отделки панелей используется двухслойный гипрок, утеплитель делают из минеральной ваты, внешние панели — из плит OSB, которые затем оштукатуривают.

Производственные линии ДСК приобрел у известной немецкой компании Weinmann. Она же поставляла оборудование для другого крупного игрока — компании «Hauz-Konzept Содружество». Несколько лет назад фирма запустила завод в Колпино. Сейчас мощности позволяют изготавливать около 5000 кв.м жилья в месяц (примерно 20 готовых коттеджей). Базовый комплект дома площадью 250 кв.м включает в себя сборную конструкцию на основе панелей с утеплителем Rockwool (каменная вата). По желанию покупателя «Hauz-Konzept Содружество» предлагает индивидуальные варианты отделки.

Вместо штукатурки можно заказать клинкерную облицовку. Стоимость коттеджа с отделкой и инженерным обеспечением варьируется в пределах 200 000 – 300 000 евро. Для «небогатых» покупателей есть вариант бюджетного одноэтажного домика примерно за 60 000 евро.
В компании «Балтрос» отмечают, что смогут предложить более привлекательные цены, как того требует проект «Доступное жилье», к которому подключилась фирма.

НОВИЧКИ И АБОРИГЕНЫ

Другой известный игрок на рынке — компания «Дом Дитрих Дизайн», которая также занимается коттеджами и таун- хаузами. В качестве утеплителя фирма использует минеральную вату Ursa, наружную отделку выполняет из ЦСП или плоского шифера, внутреннюю — из фанеры толщиной 8 мм. Поставляемые панели монтируются с помощью автокрана в течение одной смены. Как рассказывают в компании, сейчас они больше ориентированы на строительство таун-хаузов. Один «квадрат» дома с чистовой отделкой стоит около 14 000 рублей.

На этот рынок продолжают выходить новые игроки. Компания «Северная долина» в конце марта запустила производство в Белоострове мощностью около 30 000 кв.м жилья в год. Фирма продвигает канадскую технологию, известную под брэндом SIP (структурные изолированные панели). В качестве утеплителя используется пенополистирол, в качестве облицовки — OSB-плиты. Ресурс фирмы позволяет строить 20 домов площадью 120–150 кв.м за 90 дней. Комплект дома (с учетом креплений вспомогательных материалов) стоит около $310/кв.м. Плечо доставки составляет 200–250 км, однако компания планирует создавать сеть аналогичных заводов. «Чтобы удовлетворить потребности региона, нужно открыть около пяти площадок», — отмечает Юрий Врацких, руководитель проекта в компании «Северная долина».

Компания «Антариус» уже несколько лет изготавливает сэндвич-панели в Петербурге. В качестве утеплителя использует пенополистирол, в качестве облицовки — фанеру или плиты OSB по выбору заказчика. Технология отличается особой простотой монтажа. Панели выполняют несущую функцию, поэтому нет необходимости предварительно строить каркас здания. Чтобы укрепить конструкцию, внутри «сэндвича» делают обрешетку, а материалы склеивают специальными составами. Стоимость комплекта дома площадью 120 кв.м составляет $270/кв.м.

Низкие цены предлагает компания ООО «Каркасные технологии». Она выпускает готовые стеновые модули, состоящие из бруса, плиты OSB, утеплителя, пароизоляции. «Квадрат» коробки обещают поставить за 100–150 евро. В фирме отмечают, что цену удается сбивать за счет относительно недорогих комплектующих и поточного производства типовых домиков.

Некоторые компании приходят в этот бизнес с других рынков. Не так давно Приозерский деревообрабатывающий завод, который традиционно занимался производством мебели, начал выпускать сэндвич-панели. Инвестиции в проект составили более $1 млн. Компания изготавливает панели в основном для небольших дачных домов (по немецкой технологии). Стоимость 1 кв.м сэндвич-панели с утеплителем — около 900 рублей. Средняя площадь одной постройки составляет 55–70 кв.м. Мощности позволяют изготавливать в месяц три-четыре комплекта домов. Чтобы собрать один дом на участке, требуется два-три дня. Тип утеплителя клиент выбирает сам: от сыпучих материалов до минераловатных (например, Ursa). Некоторые панели могут выдержать 40-градусный мороз.

Многие фирмы только разрабатывают стратегию выхода на этот рынок. Например, Опытный завод строительных металлоконструкций (Гатчина) также рассчитывает заниматься сборными панельно-каркасными домами. Руководство ведет переговоры с западными инвесторами о создании совместного производства.

Кстати, каркас панельных домов не обязательно может быть деревянным.
Например, фирма «Балтпрофиль» изготавливает стеновые панели на основе стального каркаса. Панели состоят из минераловатных плит, а также из гипсокартонных листов.

НЮАНСЫ ПАНЕЛЬНОГО ДЕЛА

Производители используют разные стратегии работы. Одни компании продают коттеджи «под ключ», другие ограничиваются производством конструкций, третьи оставляют этот вопрос на усмотрение заказчика.

Компания «Hauz-Konzept Содружество» предлагает дома «под ключ». Она самостоятельно выполняет основные монтажные и отделочные работы, однако инженерией занимаются привлеченные фирмы. Представители «Северной долины» также выступают подрядчиками на объектах, но со временем готовы отказаться от этой тактики. «Если технология станет широко известна, панели можно будет продавать как обычные материалы», — объясняет г-н Врацких. Приозерский деревообрабатывающий завод готов монтировать дома только в своем районе, другим заказчикам придется искать подрядчиков на стороне.

Несмотря на то что многие технологии похожи между собой, цены у производителей разнятся. Некоторые фирмы оправдывают высокую цену тем, что используют отработанные десятками лет зарубежные строительные системы и выпускают материалы на импортном оборудовании. Другие производители заявляют, что потребителю приходится переплачивать исключительно за марку.
«Доступные технологии на рынке есть, и это надо признавать, — говорит Сергей Шевчук. — Однако тем компаниям, которые стараются их продвигать, вставляют палки в колеса. Видимо, недорогие технологии невыгодны слишком многим влиятельным людям». В компании «Каркасные технологии» также считают, что цены у многих крупных игроков откровенно завышены: им, дескать, приходится отбивать многомиллионные инвестиции, направленные в запуск производств.

К сведению

Всемирно известная компания IKEA сейчас активно развивает в Европе производство готовых малоэтажных домов. Один из последних заводов был запущен в Великобритании.

Стоимость трехкомнатного дома для островитян составляет около $200 000. Кроме того, IKEA уже строит собственные дома в Швеции, Финляндии, Дании и Норвегии по программе Boklok («Живи умно»). Информации насчет планов в России пока нет, однако нетрудно представить, какой фурор может произвести на местном рынке столь крупный игрок.

IKEA-дома — с высокими потолками, двойными стеклами, фирменными кухнями. В Швеции ежегодно продается около 800 таких коттеджей.


Роман ДЕНИСОВ, «Недвижимость и строительство Петербурга» — для журнала «Пригород»

если понравилась статья - поделитесь: