1231
0
Дмитрий Синочкин

ОСАГО меняли, меняют и менять будут

Начинается сезон, и число машин на пригородных дорогах резко возрастает. Увеличивается и количество ДТП.

В ИНФОРМАЦИОННОМ агентстве «Росбалт» прошел Круглый стол на тему «Новые изменения в ОСАГО: основные тенденции и реалии». Выводы, сделанные специалистами, не обрадуют тех, кто ждет от ОСАГО принципиальных улучшений: тенденции прежние, нововведения не работают.

БОНУС - МАЛУС НЕ ЗАРАБОТАЛ

Почти за четыре года, в течение которых в России действует закон об ОСАГО, правительство внесло в него не так уж и много серьезных изменений. Тем интереснее наблюдать за ходом реализации последнего. Напомним: в ноябре прошлого года Госдума приняла поправки в закон, которые устанавливали порядок применения к водителю коэффициента= «бонус-малус» в зависимости от его аварийной истории. Они должны были вступить в силу с 27 февраля 2007-го.

Бонус-малус наконец «прикрепили» к водителю, а не к автомобилю. За безаварийную езду положена ежегодная скидка к тарифу ОСАГО в размере 5%, за первую аварию ее виновник должен получить наценку на полис в 55% (рост тарифа 1,55 раза), а за последующие — до 145% (2,45 раза). Теперь закон обязывает страховые компании применять повышающие или понижающие коэффициенты ко всем водителям, указанным в договоре ОСАГО.

Принятие поправок лишний раз напомнило о давно существующих проблемах. Как уже отмечалось, наши водители зачастую застрахованы одновременно у нескольких страховщиков (вписаны в несколько полисов). Следовательно, чтобы при переходе из одной страховой фирмы в другую подтвердить свою страховую историю, нужно принести справки от всех своих страховщиков.
Кроме того, сведения о страховой истории каждого водителя нужны не только при переходе в другую СК, но и при продлении договора со своей, при внесении изменений в договор (например, при добавлении в полис нового водителя). Все это значительно усложняет процедуры и соответственно увеличивает сроки оформления документов. Например, если прежде вписать нового водителя в полис мог каждый агент, то теперь это можно будет сделать только после получения информации об этом водителе.

Эту проблему можно было решить, создав единую информационную базу данных всех страховщиков. Впрочем, сразу было ясно, что за три месяца не успеют ни внедрить ее, ни обеспечить доступ к ней продающих подразделений и агентов по всей стране.

«Нет никаких возможностей выполнять изменения к закону ОСАГО — ни организационных, ни правовых. Нет инструментов для проверки данных, т.е. единой информационной системы (ЕИС). Клиент должен сам предоставить справку о своей страховой истории, но форма ее не определена, а в старой форме нет необходимых сведений. Запустить ЕИС в столь короткие сроки невозможно: за три года страховые компании не выработали единой системы ведения учета, — констатировал директор управления автострахования СК “Росгосстрах” в Петербурге Дмитрий Синишев. — Единственная возможность исполнять закон на данный момент — это подтверждать страховую историю клиента справками от страховщиков. Безусловно, поначалу это вызовет сложности. Сегодня система работает только для тех, кто приобрел новый автомобиль и пришел в свою же страховую компанию. Но при этом остается неизвестным, был ли он вписан в другие полисы и с каким результатом. Вопросов больше, чем ответов».

ПОПРАВКИ НЕ КОНЧАЮТСЯ

Тем временем Минфин РФ подготовил очередные поправки в закон об ОСАГО. В Госдуму они могут быть внесены уже этой весной и приняты в первом чтении. Велика вероятность, что до конца года они пройдут три чтения и в том или ином виде будут одобрены правительством.

Начальник управления ОСАГО СК «Русский мир» Андрей Знаменский говорит: «Основные новации этого законопроекта таковы. Первое: прямое урегулирование убытков, при котором застрахованный обращается за выплатой в свою страховую компанию, а не в фирму виновника ДТП. Все просто и логично, но только наши Гражданский и Налоговый кодексы пока этого не предусматривают. Особые проблемы — с налогообложением, но с учетом того, что прямое урегулирование — это инициатива правительства, изменения в Налоговый кодекс, скорее всего, будут внесены. Второе: введение системы «европротокола», когда ДТП можно оформить, не вызывая дорожную полицию. С этим опять же есть сложности: участники движения зачастую не готовы делать это самостоятельно. Можно прогнозировать рост числа судебных разбирательств, споров со страховщиками. Во Франции, например, такая система действует уже порядка 30 лет, но 10% дел все равно рассматривается в суде. У нас же — менее 0,1%.0 Если мы ориентируемся на западный опыт, то надо знать, что во всех странах Европы действует система “зеленой карты”, и форма полиса во всех странах едина. В частности, в ней вообще не предусмотрен список лиц, допущенных к управлению автомобилем. Страховщик платит всегда, независимо от того, кто сидел за рулем. По всей видимости, нам тоже придется доводить свой полис до такой формы».

ЧТО БУДЕТ С РЫНКОМ

«Тренд рынка понятен, — говорит Дмитрий Синишев. — Серьезных проблем не предвидится, если не будут приняты поправки, повышающие убыточность бизнеса. Какие это поправки? Во-первых, осуществление выплат без учета износа деталей. Это сразу на 30–40% поднимет среднюю сумму выплаты. Во-вторых, изменение порядка выплат при причинении вреда здоровью. Пока Гражданский кодекс требует от нас возмещать только прямой ущерб, т.е. расходы на лечение или погребение. В федеральном законе об ОСАГО определено, что в случае гибели человека страховая компания возмещает расходы на погребение и выплачивает ренту лицам, находившимся на содержании усопшего и оставшимся без кормильца. Пока она ограничена суммой в 240 000 рублей на всех пострадавших или 160 000 рублей на одного. Подобные выплаты в нашей практике были. Если такие изменения будут приняты, то за ними должна будет последовать сложная процедура увеличения тарифов».


Алексей КРЫЛОВ

если понравилась статья - поделитесь: