1260
0
Голубева Екатерина

Акулы и мелкие рыбешки турбизнеса

Поток туристов, прибывающих в Ленобласть, за пять лет вырос более чем вдвое — с 750 000 до 1,7 млн человек ежегодно. Существующие гостиницы и базы отдыха не справляются с нагрузкой: новые места размещения появляются в основном за счет «малых отелей», которые на сегодня составляют 70% реально работающих объектов инфраструктуры отдыха.

ТУРБИЗНЕС остается в числе важнейших приоритетов областной экономики. Губернатор Валерий Сердюков поставил строительство объектов туристической инфраструктуры на второе место — после возведения массового жилья, но выше промышленного строительства.

Характерно, что на выставку недвижимости в Каннах Ленобласть повезла три инвестиционных проекта, и все три имеют прямое отношение к турбизнесу.

Проект «Остров Гогланд» предполагает создание в Кингисеппском районе международного туристического центра беспошлинной торговли и обслуживания. Сметная стоимость инвестпроекта — около $1 млрд. «Конгрессно-выставочный центр» во Всеволожском районе рассчитан на привлечение делового туристического потока. Общая площадь комплекса — 140 га. Стоимость проекта — примерно $400 млн. Комплекс «Оранж» в прибрежной зоне залива (Ломоносовский район) тянет на $2,5 млрд. Проект включает яхтенный комплекс, аквапарк, бассейны, океанариум, несколько отелей, парк аттракционов и развлечений и др.

Будут ли эти проекты воплощены в жизнь — вопрос отдельный, но тенденция очевидна.

ДОХОДЫ РАСТУТ

Внимание властей к турбизнесу понятно и оправданно: по данным налоговой службы, доход региона в 2006 году за счет статей, относящихся к туристической отрасли, вырос в семь раз и составил более 390 млн рублей. Отчасти прибавка объясняется корректировкой статей (поступления от «гостиничной деятельности» считают вместе с налогами ресторанов). Но рост доходов напрямую связан и с увеличением туристских потоков. В 2006-м в Ленинградской области побывало 1 700 000 человек, что на 200 000 больше предыдущего года. Среди наиболее посещаемых районов — Выборгский (свыше 300 000 человек), Волховский (более 200 000) и Приозерский (более 100 000).

ИНВЕСТОРЫ ПРОБУЮТ

Важным симптомом можно считать приход на областной рынок крупных туроператоров и серьезных застройщиков.

Например, Setl Group заявила о том, что построит в Ленобласти туристические комплексы стоимостью свыше 45 млн евро до 2010 года. По словам генерального директора фирмы «Сэтвилл» («дочки» Setl Group) Алексея Иванюка, в 2007–2010 годах «Сэтвилл» планирует реализовать четыре проекта рекреационных туристических комплексов на территории области: два — в Курортном районе (20 млн евро), еще два — в Приозерском (17 млн евро) и Гатчинском (8 млн евро).

В январе 2007-го крупный российский туроператор — компания «Тез Тур» — начал предлагать размещение в 25 гостиницах и пансионатах Ленобласти. В «Тез Туре», по сообщениям деловых СМИ, проект называют пилотным: оператор хочет проверить, можно ли технологии, отработанные на массовых выездных направлениях (Турция, Египет), перенести на внутренний рынок.

Группа компаний «Элиен» намерена построить в Сосновом Бору (Ленинградская область) грузопассажирский терминал и яхтенный комплекс. Под этот проект в районе мыса Устьинский администрация выделила 14 га. Заход крупных судов не предусмотрен: терминал будет принимать яхты, паромы класса «река — море» и туристические суда из Петергофа, Петербурга и Усть-Луги; в перспективе — из Котки и Хельсинки. Стоимость проекта — более15 млн евро. Инвестор планирует построить порт к 2009 году.

Но эти ласточки пока не делают погоды. Туристов привлечь все же проще, чем крупных инвесторов.

ВЛАСТЬ ЗАВЛЕКАЕТ

Спрос на областные туристские ресурсы растет, о чем свидетельствует и увеличивающийся поток неорганизованных туристов. Более половины турфирм Петербурга занимается разработкой и реализацией экскурсионных программ и отдыха в Ленинградской области. На смену трем S — Sun, Sea, Sand (солнце, море, песок) во всем мире приходит отдых в формате три L — Landskape, Lore, Leisure (пейзаж, традиционные ценности, отдых). Ленобласть не слишком отстает от общемировых тенденций — судя по тому, что наиболее посещаемыми районами оказались Выборгский, Волховский и Приозерский.

При этом принять всех желающих отдохнуть на территории области сложно: крупные гостиницы либо не отвечают требованиям клиентов (если не нашлось инвестора, готового вложиться в их ремонт), либо — в сезон — заполнены под завязку.

На территории области расположился уже десяток горнолыжных комплексов: «Золотая долина», «Игора», «Северный склон», «Орлиная гора» и другие. Но зимний сезон 2006–2007-го убедительно продемонстрировал, насколько велики погодные риски в этом бизнесе.
Областные власти уже не первый год декларируют стремление всячески способствовать и привлечению туристов, и развитию гостиничной сети.

В прошлом году область была представлена на 17 туристских выставках (в том числе на пяти зарубежных). На территории региона прошли три крупных водных праздника: «Паруса Выборга», фестиваль «Вуокса», Приморская парусная регата, а также три «ролевика» — средневековые сражения развернулись на исторических площадках крепостей Корела, Старая Ладога и Копорье.
На прошедшей в марте выставке LenTravel-2007 председатель областного Комитета по физической культуре и туризму Раиса Карташева заявила, что «власти Ленинградской области готовы передавать инвесторам неиспользуемые, заброшенные базы отдыха и детские лагеря». По словам г-жи Карташевой, на территории области находится много старых баз отдыха и детских лагерей, которые не действуют. Чиновники предлагают передать такие объекты инвесторам. При этом в ситуациях, когда сложно определить хозяина, чиновники согласны проводить юридическую «очистку» объекта.
Возможно, это предложение позволит втянуть в оборот новые объекты. Но пока крупные инвесторы предпочитают реконструировать и усовершенствовать те, что действуют на побережье залива (такие, например, как пансионат «Репино», «Гелиос-отель» и другие). Другой вариант — строить с нуля. Недавно компания «Особняк» заявила о создании гостиничного комплекса, в состав которого должны войти санаторный корпус и семь гостевых коттеджей общей площадью 6000 кв.м. Земельный участок под него площадью 37 500 кв.м компания получила в июне 2005 года. Проживать в комплексе смогут 60 гостей. По предварительным данным, строительство планируется завершить осенью следующего года, а первых гостей санаторий примет в 2009-м.

МЕЛКИЙ БИЗНЕС НАДЕЕТСЯ

Зато сектор «мини-отелей» — в областном варианте они называются гостевыми домами — растет стремительно. Скачок в его развитии произошел три-четыре года назад: инициативные мелкие частники среагировали на увеличение спроса гораздо быстрее «серьезных людей», которым потребовалось время и на разработку маркетинговой стратегии, и — главное — на согласование проектов. А«сельский туризм» не нуждается в согласованиях. Так что по состоянию на конец 2006 года в области с разной степенью регулярности работало около 100 сельских домов, принимающих туристов.

В целом по рынку оценить количество посетителей практически невозможно.

«Гостевой дом» — это не коттедж или избушка, которую можно арендовать, а именно небольшая гостиница, предлагающая солидный набор дополнительных услуг. Наибольшей популярностью пользуются так называемые туры выходного дня, а основными потребителями такого отдыха являются люди среднего возраста, от 30 до 50 лет. «Сельский туризм» уже не вызывает у потребителей ассоциаций с «углом» в деревенском доме: гостевые дома, как правило, располагаются на месте бывших помещичьих усадеб и сдаются внаем целиком: средний «домик» может принять от 10 до 30 человек. В списке удобств — обязательная баня, хозяин обеспечивает также возможность арендовать удочки или мангал.

У организаторов сельского отдыха пока нет единого понимания того, как он должен быть организован. Кто-то считает, что делать евроремонт в сельском доме не нужно: туристы едут приобщаться к природе и платят за «натуральность» (правда, отметим, она в любом случае предполагает удобства в доме и, при желании клиента, полный пансион). Другие полагают, что турист при всем желании отдохнуть в деревне хочет получать максимум городского сервиса.
За год гостевой дом пропускает через себя до 1500 посетителей, как подсчитал хозяин «Мишкиной дачи» Михаил Великанов. Клиентов предоставляют как туристические фирмы, которым хорошо известны сельские дома, так и «сарафанное радио»: при дефиците свободных мест в сезон информация быстро передается из рук в руки.

Затраты на создание такого дома относительно невелики. Некоторые хозяева, начинавшие с одного дома, сегодня уже владеют двумя-тремя и не собираются останавливаться на достигнутом. Несколько тормозит процесс отсутствие внятных законодательных норм, которое ставит под сомнение саму законность такой предпринимательской деятельности.
Но пока, по-видимому, именно малый и средний бизнес (если его не давить, а напротив — создавать благоприятные условия) будет вытаскивать туристическую отрасль на новый уровень.

Динамика изменения количества турфирм, зарегистрированных на территории ЛО

Год

Всего фирм

Из них имеющих туроператорскую и турагентскую ицензии

2000

84

-

2001

107

-

2002

123

31

2003

146

38

2004

161

46

2005

182

56

2006

187

59

 

Количество гостиниц, турбаз, пансионатов, работающих на территории ЛО

Год

Число заведений

2000

232

2001

281

2002

290

2003

325

2004

360

2005

400

2006

403

 

Динамика роста числа организованных туристов, посещающих ЛО, тыс. человек

Год

Число иностранных туристов

Общее число туристов

2000

130

750

2001

145

870

2002

170

1030

2003

219

1203

2004

256,3

1356

2005

300

1500

2006

350

1700


Екатерина ГОЛУБЕВА,
Дмитрий СИНОЧКИН

если понравилась статья - поделитесь: