803
0
Дмитрий Синочкин

Земля, на дембель!

Свершилось. Новое земельное законодательство (наконец-то!) предусматривает официальный и открытый порядок перевода прав на землю Минобороны РФ.

еперь их можно передавать физическим лицам и организациям. Разумеется, речь не идет о том, что частное лицо может арендовать пусковой комплекс стратегических ракет. Такая возможность касается лишь военных городков, освобождаемых подразделениями Минобороны, а также иных земель, не используемых для обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Все земли Минобороны вместе с расположенными на них зданиями и сооружениями — собственность Российской Федерации. Следовательно, права управления и распоряжения ими относятся к исключительной компетенции органов федеральной власти. Распоряжение земельными участками не является свободным и ограничивается законом, который относит эти земли к изъятым из оборота, в связи с чем они не могут быть объектами сделок купли-продажи, аренды и т.д.

Большинство земель Минобороны принадлежит соответствующим воинским частям на праве постоянного (бессрочного) пользования. В соответствии с Земельным кодексом РФ право бессрочного пользования участком может быть прекращено по инициативе землепользователя.

Таким образом, первый шаг к выводу земельного участка воинской части из числа изъятых из оборота — направление ходатайства уполномоченного органа Минобороны в адрес Правительства РФ о прекращении права бессрочного пользования. Мотивация такого ходатайства — например, отсутствие заинтересованности в целевом использовании земли и расположенных на ней объектов недвижимости для нужд Минобороны. По результатам рассмотрения ходатайства Правительством РФ, как правило, принимается положительное решение, и земли поступают в распоряжение органов государственной власти или местного самоуправления на общих основаниях.

В недавнем выступлении перед депутатами Государственной Думы министр обороны Сергей Иванов признал, что существующая система передачи военного недвижимого имущества очень громоздка и неповоротлива, а сама передача иногда занимает два-три года.

С этим сложно не согласиться. Однако система не только «громоздка и неповоротлива», но и создает благоприятную почву для различных злоупотреблений со стороны государственных чиновников.
В предусмотренном земельным законодательством порядке введения земель воинских частей в свободный гражданский оборот есть слабое звено. Это отсутствие четко регламентированного критерия, позволяющего однозначно определить, какие земли необходимы для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, а какие нет. Ответ на этот вопрос оставлен на усмотрение высокопоставленных служащих Министерства обороны, аппарат которого является одним из самых закрытых и бюрократизированных в стране. Какими критериями будет руководствоваться чиновник, запрещая или разрешая свободный оборот имущества, рыночная стоимость которого может составлять цифру с многими нулями?

Является ли приведенный выше порядок вывода земельных участков из-под компетенции Минобороны единственным способом, открывшейся возможностью приобретения третьими лицами прав на эти земли? Конечно, нет. При отсутствии предложения и высоком спросе всегда найдутся желающие этот спрос удовлетворить. Так принято в странах с рыночной экономикой. Так получается и в России.
Сегодня, как, впрочем, и ранее, потенциальным инвесторам могут предложить не один «сравнительно честный» способ приобретения прав на земли Мин-обороны.

Приведем один пример. В результате хозяйственной деятельности у воинской части вдруг образуется задолженность перед налоговыми органами или третьими лицами (поставщиками, подрядчиками и т.д. ). По странному стечению обстоятельств этой же воинской части на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит инвестиционно привлекательный земельный участок. Кредиторы обращаются в суд и получают решение с исполнительным листом взыскать с должника сумму задолженности. Право постоянного (бессрочного) пользования — имущественное право, в связи с чем (в рамках исполнительного производства) судебный пристав-исполнитель налагает арест на принадлежащий воинской части участок.

Далее — по отработанной схеме. Должник не платит. Кредиторы в ярости. Чтобы удовлетворить денежные требования кредиторов, пристав просто обязан реализовать имущество должника. (И получить свои комиссионные проценты.) Проводятся торги, на которых с любым претендентом (который должен быть ясновидящим, чтобы узнать об этих торгах), предложившим наибольшую цену, будет заключен договор купли-продажи земельного участка.

Счастливый финал этого сюжета: земля, относящаяся к федеральной собственности, стала собственностью «победителя» торгов. Все довольны. Только правительство РФ со своей исключительной компетенцией по управлению и распоряжению землями Мин-обороны осталось не у дел.

Александр БЕЛОВ, заместитель генерального директора юридической фирмы «Иммунитет»

comments powered by HyperComments

апрель 2006