591
0
Никита Елисеев

Нарядность задержавшейся зимы

 

Бродский писал, что зима — единственное подлинное время года, потому что зимой обнажается основа, структура вещей. Не согласен. А снег? Китайский художник VIII века Ван Вэй заметил: «Белый нарядный снег может украсить и диссертацию». Опушенные белым черные ветки до того карнавальны — сердце радуется. Надо бы что-то такое же… нарядное, карнавальное из книжек. Такое, чтобы структура облачена снегом.

 

 

«Бывает же...»

 

Вот бывает же... Живет себе в начале ХХ века штабс-капитан инженерных войск Иван Аксенов, человек острый, образованный, талантливый. Дружит с авангардной художницей Александрой Экстер. В Париж с ней вместе ездит. Встречается с Пикассо, Браком, Модильяни. Дружит с Гумилевым и Ахматовой (шафер у них на свадьбе). Дружит с Николаем Бердяевым, спорит вовсю, поскольку Бердяев — православный-православный, а Иван Аксенов — атеист из атеистов. Дружит с Борисом Пастернаком. В одном издательстве «Центрифуга» вместе с ним в сборниках футуристов печатается, так как и сам футурист. Из песни про Ивана Аксенова слова не выкинешь. С Дзержинским он тоже подружился, поскольку всем телом, всем сердцем примкнул к большевистскому перевороту. Переводит драмы современников Шекспира, елизаветинцев. В 1917 году пишет и издает книжку… про Пикассо. «Пикассо и окрестности». Никто на нее особого внимания не обращает. Могли бы и обругать. Книжка странная — разбита по параграфам, а в параграфах чего только нет: от личных воспоминаний (встречался ведь с мэтром) до баек про мэтра, от искусствоведческих рассуждений до исторических параллелей. Могли бы обругать, но не стали. В 1917-м — до Пикассо ли тут! Впрочем, и не тут… тоже. Шло время. В 10-х годах XXI века исследователи творчества великого испанца, роясь в библиографии, обнаружили эту книжку и переглянулись: «Стоп, товарищи, но это же первая в мире монография о Пабло Пикассо!» Браво, штабс-капитан! Прочли — и снова переглянулись. «Товарищи, но ведь это же великолепное научное исследование! Да… припорошенное нарядным снегом личных воспоминаний, баек, полемических выпадов — но тем оно интереснее!» Стали издавать там, на Западе. С 2012 по 2020 год там вышел перевод «Пикассо и окрестостей» на испанском, итальянском, французском и английском языках. В 2023 году книгу републиковали в России. Репринтно воспроизвели издание 1917 года. Снабдили иллюстрациями (в том числе и фотография Ивана Аксенова на фронте Первой мировой, штабс-капитан про Пикассо на фронте писал), комментариями Андрея Россомахина и Алессандро Форсетти, обстоятельным послесловием итальянского исследователя жизни и творчества Ивана Аксенова, уже упомянутого Форсетти (прочесть это предисловие стоит уже хотя бы для того, чтобы подивиться: вот так итальянский ученый пишет по-русски), первыми русскими статьями о Пабло Пикассо и единственной рецензией на книгу 1917 года. Получился внушительный том. Интересный, нарядный, поучительный.

 

«Пикассо и окрестности» Ивана Аксенова: Первая в мире монография о Пикассо. (Комментированное издание.) — СПб., 2023. — 234 с.

 

Наконец-то...

 

Наконец-то свершилось. Я ждал, что кто-нибудь когда-нибудь на это обратит внимание. Проведет исследование. Обратил. Медиевист, доктор исторических наук Павел Владимирович Лукин написал и издал книгу «Новгород и Венеция. Сравнительно-исторические очерки становления республиканского строя». Не то удивительно, что такая книга появилась, а то удивительно, что до сих пор такой книги, такого исследования не было. В самом деле, там — купеческая республика, здесь — купеческая республика. (Лукин отмечает различия: Венеция — олигархическая республика, Новгород… демократическая.) И та и другая — богатые, образованные (раз богатые, то и образованные, у населения досуг есть, чтобы образовываться), открытые миру. Только у одной 200 лет сиял ее расцвет (да какой! Тинторетто, Тициан, Галилей — не счесть мировых гениев) и упадок растянулся на триста лет, прян и сладок. А другую убили, уничтожили, раздавили в мясо, в пыль, укрепляя властную вертикаль. Вот Павел Лукин и сравнивает становление одной республики и другой. До гибели он не доходит. Надо полагать, когда-нибудь дойдет дело и до этой темы: «Упадок Венеции, убийство Новгорода. Сравнительно-исторические очерки конца республиканского строя».

 

Лукин П. В. Новгород и Венеция. — СПб., 2022. — 302 с.

 

Основа

 

Про эту книгу мне написать нечего, кроме того, что она есть. «Стихи последнего времени. Хроники». Черные сучья без нарядного снега. Украшать нечего. Сборник стихов современных поэтов, числом 143. Много в России поэтов, хороших и разных. Трагических, иронических, экспериментирующих со словом, ритмом, метром, умело традиционных, порядочных, талантливых, профессиональных. Настоящие хроники пяти месяцев. С 23 февраля 2022 года по 25 июля того же года — по стиху поэта, того или другого. Пять месяцев этого года через российскую современную этим месяцам поэзию. Кроме всего прочего, это же и исторический документ бесценный. И стихи — хорошие. Даже очень хорошие.

 

Поэзия последнего времени. Хроники. Сост., вступ. ст. и примечания Юрия Левинга. — СПб, 2022. — 576 с.

 

если понравилась статья - поделитесь: