686
0
Елисеев Никита

Энсо

Почему меня так влечет русская Финляндия? Когдатошняя русская Финляндия? «Невольно к этим грустным берегам...» — ну и так далее? Как нечто бывшее, исчезнувшее, но оставшееся, по крайней мере, в памяти? В сохранившихся домах, а то и в памятниках? В печатных источниках? Или как нечто несостоявшееся, могшее стать, но не ставшее? Это, пожалуй, вернее.

 

Затянувшееся вступление

 

Попытаюсь объясниться. Знаменитая мемуарная книга Осипа Мандельштама «Шум времени», 1925 (если не ошибаюсь) года. Описаны детские впечатления поэта от посещения Выборга. Впечатления суммированы: «домашняя заграница». В двух (метафорически) шагах от столицы — «заграница». Иной мир. Берем письма писателя-эмигранта Бориса Зайцева, как раз во времена публикации «Шума времени» отдыхавшего в окрестностях Выборга.

Что он пишет? «Я словно бы побывал в старой дореволюционной России...» Дальше —  обычные зайцевские пейзажные красоты: запах сена и навоза, ветлы, речка и стрекозы (рифма случайна). В вечереющем прозрачном воздухе — далекий женский зов: «Ванькаааа! Домой идиии! Тебя тятька сечь будииит!» Извините, навеяло, это — не Борис Зайцев, а Иван Тургенев: финал одного из самых прекрасных рассказов про искусство: «Певцы».

Важен парадокс восприятия. То, что ДО революции воспринималось как «домашняя заграница», ПОСЛЕ революции стало восприниматься как «домашнее», свое, прежнее, уютное. Заметьте, что противоречия тут нет: Мандельштам ведь недаром приставил к существительному «заграница» прилагательное «домашняя».

Нечто подобное мной (извините за нескромность) было зафиксировано с восприятием другой «домашней заграницы», другой европейской окраины Российской империи — Польши. Как-то я спросил у артиста, ездившего с бригадой других артистов по военным частям, в советское время расположенным в близлежащих странах — ГДР, Венгрии, Польше и так далее: «Где вам больше всего понравилось?» — «В Польше, — отвечал артист и тут же объяснил: — Она больше всего похожа на Россию. Вот построй в центре Тамбова рыцарский замок — и будет Польша. Те же мужики у пивных ларьков, та же странная какая-то… интеллигенция. Все то же и… не то же».

Это и привлекает, как нечто несостоявшееся. Россия ведь, по верному определению Михаила Гефтера, «мир миров», «страна стран». Она прежде всего разная. Была и есть. И тут два варианта: или эту разность попытаться свести к одному знаменателю, то есть уничтожить (что и пытались сделать Александр III и Николай II с Финляндией, взяв курс на русификацию великого княжества Финляндского), или попытаться ее сохранить: сделать аналог Евросоюза, что ли? Что пытался сделать (вот страшное имя скажу) Ленин в последние годы своей жизни.

То, что эта «разность» и в самом русском (российском) человеке есть («широк русский человек, широк — хорошо бы сузить», как писывал Достоевский), доказывает невероятное количество эксцентриков в русской жизни, да и в политике. Суворов, кричащий петухом на великосветских раутах, Хрущев, лупящий ботинком во время выступления представителя франкистской Испании в ООН — самые яркие, но не единственные примеры. Мы склонны к эксцентрике, к нарушению правил, потому что мы в себе самих разные. Поэтому мы или давим эту разность, сводим к скучному общему знаменателю, скажем, беспрекословному выполнению распоряжений начальства, или идем в разнос до петушиных криков в присутствии матушки-императрицы.  

Да вот и пример: ваш покорный слуга собирается поведать о странном городке с историей и без истории на самой границе с Финляндией. И предваряет свой рассказ длиннющим вступлением, где и Тургенев, и Мандельштам, и Борис Зайцев, и Хрущев с Суворовым, и гастрольные поездки советских артистов «Ленконцерта» по военным частям в странах Варшавского договора.

 

Первенец. Барон

 

У этого города (сначала — поселка) было замечательное финское имя: Энсо («Первенец»). Впрочем, и второе (русское) имя, полученное уже городом в 1948 году, тоже поэтично: Светогорск — гора света. Причем оба обусловлены одним и этим же. Водопадом Райкеллякоски, на котором в 1887 году по проекту финского инженера Юлиуса Акселя было начато строительство первой в Российской империи ГЭС. Тогда и возник поселок, который назвали Первенец, по-фински — Энсо.

Когда после второй советско-финской войны город перешел в ведение Ленинградской области, то подумали-подумали и придумали! Гора света! Ведь что такое ГЭС, работающая на природной силе водопада? Гора света, получившаяся из падающей вниз горы воды: «Алмазна сыплется гора / С высот четыремя скалами, / Жемчугу бездна и сребра / Кипит внизу, бьет вверх холмами», как описал Гавриил Романович Державин один из финских водопадов. Ей-ей, удачно придумали.

Основателем поселка Энсо стал финляндский барон, русский швед, Карл-Август (Ади) Стандертшильд (1855–1935). У финнов все дворянство, вся знать были шведскими. Так получилось.

Карл-Август родился в Туле и детство свое провел там, поскольку его отец (по-русски — Карл Карлович, по-шведски — тоже Карл-Август), генерал-лейтенант, был управляющим Тульского оружейного завода. Младший Карл-Август окончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге. Продолжил образование в Германии и во Франции. Изучал электроэнергетику и… бумагоделательное производство вкупе с деревообделочным. В немецких и французских университетах он и получил прозвище Ади. Ему понравилось. Он и официальные бумаги подписывал: Ади Стадертшельд.

По окончании образования вернулся в Российскую империю. В Финляндию, в свое поместье, расположенное в Яскинском уезде, неподалеку от города Антреа (ныне Каменногорск). Осмотрелся. И решил построить гидроэлектростанцию на реке Вуоксе, благо плотину городить не надо, водопад уже есть. А при гидроэлектростанции — деревообрабатывающий завод, а там, глядишь, и бумажный комбинат можно будет основать.

Gesagt — gemacht! Сказано — сделано. Прикупил землю вокруг водопада и сам водопад. Нанял инженера (Юлиуса Акселя), разработал вместе с ним проект, начал строить ГЭС в 1887 году. В 1910-м строительство было полностью завершено. Сначала построил деревообделочный комбинат, потом — бумажный комбинат, каковой существует в Светогорске (Энсо) по сию пору. Более того, в советское время на этом комбинате вместе с советскими людьми работали финны. Финские высококвалифицированные рабочие и финские инженеры. Нечастый случай в советское-то время. Вокруг заводов возник поселок, само собой, электрифицированный.

 

Первенец. Архитектор. Компания

 

В поселке Энсо работал знаменитый финский архитектор Уно Ульберг (1879–1944). Он начинал как приверженец финского неоромантизма: богатый, хотя и суровый, декор: совы всякие, медведи, грозные воины на зданиях. Затем, по всем законам развития искусства, он стал функционалистом. Никакого декора: здание должно быть прежде всего функционально. Сочетание объемов должно быть красиво, а не декор.

В основном Уно Ульберг работал в Выборге и в Сортавале, но и в Энсо (Светогорске) потрудился. По его проекту были построены школа (с витражами), здание железнодорожной станции, дома для инженеров.

Барон Ади — создатель поселка — был, судя по всему, интересным человеком. В 1912 году ему надоело возиться с заводом, ГЭС, поселком при заводе. Он продал все скандинавской компании «Гутцейт и Ко». С той поры компания (и ныне существующая) стала носить название «Энсо-Гутцейт». В 1998 году «Энсо-Гутцейт» слилась с самой старой в Европе (а значит, и в мире) компанией Stora (самый ранний документ этой компании, касающийся добычи меди в Норвегии, датирован 1288 годом) и стала называться Stora Enso Oy.

Не знаю, как вы, а я испытываю странное чувство: уже нету Энсо, есть город Светогорск, а имя поселка осталось в имени самой старой в мире компании. Что-то в этом цепляет душу. По крайней мере, мою.

 

Писатель и художник

 

Есть в городе Светогорске обелиск в память о человеке, которого мало кто помнит. А помнить бы следовало, особенно в нашем городе. Обелиск памяти Льва Канторовича, ленинградского художника и писателя, погибшего в бою с финнами 30 июня 1941 года. 24 июня 1941 года, спустя два дня после нападения нацистской Германии на Советский Союз, советские самолеты бомбили Хельсинки. В результате чего Финляндия сразу же вступила в войну на стороне Германии. За месяц финские войска дошли до старой советско-финской границы у Сестры-реки и там остановились.

В первых боях с финнами в городе Энсо (полученном СССР после первой советско-финской войны) и погиб ленинградский писатель и художник, пограничник Лев Канторович.

Он был авантюрист «по крови горячей и густой». По профессии и образованию — график. Учился у великого графика и живописца (кроме того, боксера) Владимира Лебедева. Более всего Лебедев известен иллюстрациями к детским книжкам, главным образом — Маршака, но и станковые работы его изумительны. Канторович начинал как график и художник-оформитель спектаклей. Продолжил как писатель, иллюстрировавший свои книжки. Написал очерк о пяти японских художниках. Будучи достаточно известным, завербовался простым матросом в полярный рейс на «Сибирякове». После рейса издал альбом «Поход на “Сибирякове”» с собственными рисунками. Через год ушел в следующую полярную экспедицию на «Русанове». Поднимался на Тянь-Шань вместе с альпинистами. Служил в погранвойсках.

Писал приключенческие повести. Написал сценарий приключенческого фильма «Гость». Фильм лег на полку с подачи Андрея Жданова. С полки фильм сняли в 2014 году. Чем товарищу Жданову не понравился фильм про то, как коварный японский диверсант втирается в доверие к наивному доброму чукче, чтобы потом взять его в заложники, — Аллах ведает. Триллер как триллер. Умело сработанный. Все-таки вторым режиссером фильма был опытнейший мастер этого жанра, эмигрировавший из Австрии режиссер Герберт Раппопорт.

У меня есть предположение: задело товарища Жданова то, что японский диверсант втирается в доверие к чукче, читая ему сказки Пушкина. «Тоска по мировой культуре» в чукотском чуме...

Что написал бы, что нарисовал бы Лев Канторович, если б дожил до после войны и до после ХХ съезда? Бог весть. Родившийся в 1911 году, чуть не каждый год выпускавший по книжке с собственными рисунками, он был очень ярок и талантлив, но вот погиб в бою в городе Энсо, будущем Светогорске, созданном в 1887 году финским бароном, шведом, уроженцем Тулы, Карлом-Августом (Ади) Стандертшильдом.                        

 

Завод Энсо. Фото с сайта pastvu.com и amp.topwar.ru

 

если понравилась статья - поделитесь: