1870
0
беседовал Дмитрий Синочкин

Александр Царев: «Вектор жизни смещается в пригород»

Деревянные дома HONKA строятся в 50 странах мира. В некоторых, например в Японии и России, есть собственные давние и сильные традиции деревянного домостроения. И все-таки постройки от этого производителя всегда можно узнать. По стилю, подходу к использованию участка, манере учитывать преимущества конкретного места… В России, республиках Беларусь и Казахстан партнер концерна HONKA — петербургская компания «Росса Ракенне СПб».
Мы беседуем с генеральным директором фирмы Александром Царевым об особенностях рынка в кризис, о спросе и стиле, о том, как меняются предпочтения покупателей.

– Спрос в прошлом году сильно просел?
– Ситуация не то чтобы печальная:в целом по России и СНГ за минувший год продажи наших домов снизились на 7%. При этом по Москве мы вышли на плановые показатели. По Петербургу на 10% сократилась реализация домокомплектов, но это удалось компенсировать за счет реализации участков в наших проектах.
В «Медном озере–2» начали продавать лоты уже в третьей очереди. В нашем бизнесе три составляющих: поставка домокомплектов, строительство и собственно девелопмент (участки с контрактом на строительство).

– Предложение в дорогом сегменте сокращается, новые проекты выходят реже. Это для вас хорошо или плохо?
– С точки зрения сиюминутной ситуации это, конечно, плюс для существующих поселков. А в долгосрочной перспективе скорее минус — слабая девелоперская активность ведет к проседанию всей отрасли.

– Купив землю, граждане сразу начинают строить или выдерживают паузу, выжидают?
– Мы заинтересованы в том, чтобы проект продвигался, никто не хочет ввязываться в долгострой. И практически не бывает такого, чтобы люди купили участок и потом два-три года ждали
у моря погоды. Приостановка — да, случается, из-за каких-то личных обстоятельств владельца. Но это исключение, а не правило.

– Сколько стоит содержание хорошего дома в ваших поселках?
– На Медном озере в первой очереди квартальный взнос — порядка 55 000 рублей. Плюс электричество и прочие ресурсы, но это уже индивидуально. Во второй очереди тем, кто уже купил участки, но еще не построился, — скидка 50%...

– Обитатели поселков сами управляют ими?
– В HONKA Family Club (Юкки), в проекте «Хонка-парк» (Токсово) — да, самостоятельно. По достижении поселком стадии зрелости мы передаем все полномочия собственникам. Наше дело —
построить, запустить, дальше передаем общее имущество в ТСЖ или ТСН. Управлением заниматься не планируем. Здесь двойственная ситуация. Иногда это необходимо, чтобы избежать каких-то разногласий и конфликтов. Но в целом — очень хлопотное дело, и не всегда позитивно сказывается на имидже. При этом мы свои поселки никогда не бросаем, всегда находимся где-то рядом. Если в процессе эксплуатации возникают какие-то проблемы, конечно, поможем решить.

– В Москве покупатели активнее?
– Везде ощущается определенный спад. Переговоры по сделкам идут труднее
и дольше. Это заметнее в регионах: в Перми, Новосибирске, Казани, Екатеринбурге, в Казахстане… В Минске с прошлого года работаем.

– О! В Минске появились богатые люди?
– Они там всегда были. Большое заблуждение думать, что в Беларуси нет развития бизнеса. Другое дело, что, как и во всех прочих странах, существуют национальные особенности его ведения, другая ментальность — все это ведет к более осторожному принятию решений. Но наша компания видит здесь хорошие перспективы развития, традиции деревянного домостроения в Беларуси такие же богатые, как и в России.

– В массовом сегменте общий спад — порядка 30%, в элитном существенно меньше. Элита живет сама по себе?
– Все неприятности, как правило, происходят за счет среднего класса. Не только у нас, во всем мире. Эта категория граждан более явственно ощущает угрозы.
И даже если не снижаются доходы, люди пытаются отложить решение каких-то не первостепенных задач на потом. Спад — не столько от драматичного снижения доходов, сколько от изменения жизненных стратегий.

– Для вашего бизнеса принципиально важно, сколько стоит евро или доллар?
– Для нас важнее стабильность. Курс может быть любым — вредны резкие колебания.

– Велика ли доля импортной составляющей?
– В нашем конечном продукте (с учетом земли) валютная доля — процентов 20–25. Но это если считать без отделки и инженерных систем, которые выбирает владелец дома. А в этой сфере отечественные компании — пока слабые конкуренты, и доля импорта будет велика.

– Светская загородная жизнь сложилась, как в XIX веке, или пока коттеджные поселки существуют отдельными островками?
– Какой-то светской жизни на основе дачных интересов, пожалуй, нет. Но загородный дом стал атрибутом успеха.
И адрес, название поселка имеет значение. Северное направление всегда считалось более престижным. Есть очевидные преимущества — природа.

– Вы строите дома для постоянной жизни…
– Скажем осторожнее: мы предоставляем такую возможность. И по расстоянию тоже, самый удаленный из наших проектов — в Солнечном. Для наших клиентов время представляет определенную ценность. Радиус доступности постепенно смещается: действует КАД, строятся новые участки ЗСД, Новоприозерского шоссе…

– Как изменились покупательские настроения?
– Каких-то существенных отличий мы не видим. Пожалуй, можно отметить определенный сдвиг в сторону функциональности, выбор стал более рациональным… В кризис, конечно, присутствует желание избавиться от излишков. С другой стороны, состоятельные люди сегодня чаще всего уже имеют опыт. И уже прошли путь ошибок: на стартовой стадии от чего-то отказываешься, а потом соображаешь, что все-таки нужно, но изменить уже тяжело.
Сегодня наш клиент либо строит как хо-чет — либо не строит вообще. На компромиссы чаще всего идти не хотят.

– По дороге к вашему поселку «Медное озеро» можно увидеть всю историю загородной архитектурной моды: и кирпичные «тюремки», и псевдорыцарские замки… Это все ушло. А что сейчас в тренде? Какой стиль?
– Продукт HONKA всегда похож на продукт HONKA, но вовсе не тем, что всегда в одном стиле. Мы умеем работать в разной архитектуре. И люди это понимают. Об уровне производителя говорит не архитектура. Должна быть безупречная элементная база, определенные способы создания среды обитания. Это довольно трудно формализовать, описать каким-то набором признаков, — но узнается практически безошибочно.

– Современный минималистичный стиль проекта HONKANOVA — не считаете ошибкой?
– Нет. В прошлом году заключили пять сделок, сейчас по двум участкам готовимся подписать договоры. Надеюсь, в этом году будут хорошие продажи: в этом поселке уже создана вся инфраструктура. Проложены инженерные сети, дороги, выполнены въездные группы, на 1,5 га обустроена парковая зона, размещены водоемы, детские и спортивные площадки… Идет строительство: возведено 10 домов, еще два проектируются. Всего в поселке будет 46 домовладений, может быть, меньше: некоторые покупатели предпочитают объединять участки, строят большие дома — до 1000 кв.м. Так что минимализм минимализмом, но русский размах со счетов сбрасывать тоже не следует.

– Человек покупает дорогой дом, значит, он ориентирован на длительное пребывание именно здесь. Но дом покупает финский, сантехнику — из Германии, плитку итальянскую. Здесь нет противоречия?
– Я не считаю, что патриотизм измеряется маркой покупаемых продуктов. Не обязательно надевать лапти и играть на гармошке. Есть определенные особенности национального менталитета, есть то, что экономист Александр Аузан называет «эффектом колеи». Для нас значима высокая цель, мы к ней можем стремиться и даже достичь, но — рывком. Повседневная рутинная работа нам дается труднее. Говорят же, что креатив лучше заказывать русским, а вот серийное производство — немцам…

– То есть импортозамещение вам пока не угрожает?
– Я был бы только рад, если б деревянные дома уровня «премиум» выпускали отечественные производители. Но — сопоставимого с нашим качества… Здесь важны совместные усилия: продвижение и пропаганда деревянного домостроения, более активное использование дерева
в различных проектах. Это приведет к успеху и стабильному развитию всей отрасли.

– Конкуренция со стороны вторички усиливается?
– Безусловно. Предложение увеличилось, покупатели смотрят дома в старых поселках. Но там все же преобладают морально устаревшие дома. Вчерашняя архитектура, не самые свежие технологии, отделочные материалы. В старых поселках бывает сложно договориться с соседями об общих затратах: на безопасность, на подключение новых мощностей и пр. Кроме того, с течением времени меняются представления о престижности локации. Все это сказывается. Дом морально устаревает, как и автомобиль.

– В ваших проектах что-то новое появилось?
– Деревянный дом — очень консервативный продукт. Тем не менее каждый год появляются какие-то технологические новинки. Например, HONKA стала активнее использовать неосаживаемый брус. Еще вот что важно: наши финские партнеры получают сертификаты на технологию Healthy House — в домах, построенных по ней, даже аллергики чувствуют себя прекрасно. Технология касается и стеновых материалов, и отделки. Конечно, отчасти это дань моде. Но все же человек, который заботится о своем здоровье, постепенно начинает иначе относиться к тому, что происходит вокруг. Он ощущает себя экологически ответственным…
И у нас это заметно. Люди первоначально покупали дома для отдыха, но потом вариант «жить наездами» становится все менее актуальным. В «Хонка-парке» в Токсово лишь одна-две семьи планировали жить постоянно, сейчас — почти 90% живут круглый год. Вектор жизни смещается.


– Год назад мы с вами обсуждали возможность строить из дерева общественно-деловые здания, как это принято в Финляндии.
– Мы в этом направлении работаем, Ассоциация деревянного домостроения лоббирует изменения в нормативы. Надеюсь, будут приняты новые стандарты, и они позволят расширить линейку применения деревянного домостроения.
В Финляндии это одно из активных направлений — работа с муниципалитетами: детские сады, школы. У нас это пока не востребовано. Госзаказа в нашей отрасли практически нет.

– Ассоциация деревянного домостроения имеет какое-то влияние? Или НАМИКС?
– Хорошо, если с помощью этого механизма до государства будут донесены те объективные преимущества, которые от использования дерева в домостроении может получить экономика — причем в масштабах страны. Грех не пользоваться нашими природными преимуществами. Не хватает правил игры и организации. Но у меня есть определенные сомнения... В плане участия государства я скорее пессимист.

– Как HONKA закрепляется на рынках других стран? Как сочетается стиль HONKA с местными традициями?
– Ну, например, Япония — страна с очень давними и устоявшимися традициями, однако HONKA работает на этом рынке давно и успешно. Первый контракт был заключен еще в середине 70-х, с концерном Mitsubishi, едва ли не на тысячу домов, в рамках корпоративной социальной программы. Правда, те дома были по 30–40 «квадратов»… Сейчас Япония, наверное, второй по значимости рынок после России.
В Китае есть определенный потенциал. Но там другая психология, серьезной культуры деревянного домостроения не было. Надо искать партнеров, которые заинтересованы в развитии курортных зон на юге, горнолыжных — на севере.
С индивидуальными домами сложнее. Богатый китаец строит себе каменный дом или вовсе забирается поближе к небу, в пентхаус. Чем выше, тем круче.

– В России «хонковские» дома ассоциируются в первую очередь с дачами в Сестрорецке или Зеленогорске…
– Так северный модерн по происхождению финский. Так что все это близко, воспринимается как органичное продолжение традиции.

– Новые поселки в этом году будут?
– Уже есть договор. Место пока не называем. Ждем, когда партнеры приведут все документы на землю в порядок.

 

К сведению

Готовые и обжитые поселки HONKA под Петербургом: Honka Family Club (22 домовладения), «Хонка-парк» (11), «Русская Швейцария» (16), «Медное озеро» (45).
В стадии реализации: «Медное озеро–2»(три очереди, всего 115 домовладений, в 2016-м продано 10 домов; HONKANOVA Сoncept Residence в Солнечном (52 домовладения, за прошлый год реализовано 5 лотов).
Также компания реализует проекты в Подмосковье («Берег HONKA», HONKA Club, «Истринская Ривьера»), Новосибирской области («Остров»), Тверской («Завидово HONKA»), Смоленской (Vazuza Country Club), Пермском крае («Королевские дачи»).

если понравилась статья - поделитесь: